Профилактика нарушения зрения у детей (в тч дошкольного возраста) и подростков
Зрение новорожденного ребенка значительно отличается от зрения взрослого человека – оно намного слабее, но его достаточно для того, чтобы различать лица и передвижения окружающих на близком расстоянии.
Постепенно зрительная система развивается и совершенствуется, и уже к полугодовалому возрасту малыш видит предметы на разном расстоянии практически так же, как и взрослый человек.
Увы, но не у каждого ребенка идеальное зрение – под влиянием различных внутренних и внешних причин острота может снижаться, а зрительная система и вовсе не развиваться так, как положено.
Согласно статистике в Российской Федерации проблемы с глазами диагностируют более чему миллиона детей, причем нарушения зрения встречаются самые разнообразные (дальнозоркость, близорукость, амблиопия, косоглазие и прочие).
Изменение этой цифры имеет негативную динамику – с каждым годом число детей с теми или иными нарушениями зрения неумолимо растет.
На фоне данного факта врачи придают огромное значение профилактике зрительных заболеваний и их ранней диагностике.
Основные профилактические мероприятия
Первое правило, позволяющее постоянно контролировать состояние глаз ребенка – это регулярные обследования у офтальмолога.
Впервые посетить этого врача с ребенком нужно еще в младенческом возрасте, специалист сможет продиагностировать состояние зрительной системы малыша, и определить наличие или отсутствие заболеваний, связанных с патологическими изменениями или процессами в отдельных элементах системы.
Следующий раз наведаться в кабинет к специалисту нужно до трех лет – тут уже можно будет проверить остроту зрения и подтвердить отсутствие косоглазия. Следующий визит должен быть связан с поступлением в школу, а далее профилактические офтальмологические осмотры нужно проходить хотя бы один раз в три года.
Зачем это нужно? Все просто – в случае появления каких-либо проблем, они будут своевременно диагностированы, а постановка диагноза на ранних стадиях значительно улучшает результативность лечения.
Меры на фото
Минимум полтора часа надо проводить на улицеРегулярные осмотры у офтальмолога для контроля за состоянием глазПериодически надо делать упражнения для снятия усталостиГрамотно составленный рацион питания как средство профилактики заболеваний зренияМонитор компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки
Прочие профилактические мероприятия для предотвращения ухудшения зрения можно начинать уже с трехлетнего возраста. Начинают все с преподнесения правил в игровой форме, а после это входит в полезную привычку. Так, первое, чему нужно научить ребенка – это долго не держать глаза открытыми и периодически моргать, не допуская пересыхания поверхности глазного яблока, долго не смотреть пристально одну точку и периодически сменять фокус с близлежащих предметов на более отдаленные.
Также для сохранения зрения в идеальном состоянии просто необходим полноценный отдых и прогулки на свежем воздухе. Минимум полтора часа в день нужно проводить на улице, и не важно, за активными видами спорта или неспешными пешими прогулками. В это время глаза должны отдыхать, так что сидеть на лавочке и читать что-то не стоит.
Существуют и прочие рекомендации, которые помогут уберечь зрение ребенка от различных заболеваний:
- правильное питание, грамотно составленный рацион, благодаря которому ребенок может получать все полезные вещества и витамины в полном объеме. В меню обязательно должны входить блюда из яиц, рыбы и мяса, а также орехи, сливочное масло и вода в достаточном объеме;
В меню обязательно должны входить орехи
- во время чтения или другой активной работы ребенку необходимо делать небольшие перерывы каждые 10 минут;
- в современных условиях очень важно научить ребенка правильно смотреть телевизор и работать за компьютером. Длительность таких занятий в дошкольном возрасте не должна превышать получаса в сутки. Монитор компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки малыша, а оптимальным расстоянием до экрана телевизора считается от 2 до 5-ти метров в зависимости от его диагонали;
- сидеть за столом во время работы (рисования или выполнения домашнего задания) нужно прямо, наклонив голову вперед лишь немного, локти не должны свисать со стола, а ноги должны полностью опираться на пол или скамеечку.
Профилактика нарушений зрения у школьников
Возраст, в котором дети поступают в школу, совпадает с периодом неустойчивости органа зрения в его функциях. Помимо этого, учебный процесс неразрывно связан со значительными зрительными нагрузками.
Было подсчитано, что в младших классах ребенок активно работает около 5 часов день, а старшие школьники – около 10-ти часов.
В группу риска попадает каждый ребенок, который во время обучения ведет малоактивный образ жизни, часто болеет и редко пребывает на свежем воздухе.
Важно правильно обустроить место для занятий
В качестве профилактики нарушений зрения огромное значение в период школьного обучения у детей и подростков имеет правильная организация рабочего места:
- нужно позаботиться о хорошей освещенности. Искусственное освещение не должно создавать на поверхности бликов и слишком резких теней. Лампу для левшей нужно располагать с правой стороны и наоборот, при этом прямые лучи не должны попадать в глаза. Оптимальная мощность лампочки в рамках 60-80 Ватт. Также не должно быть резкого перехода во время перевода взгляда от рабочей поверхности к темной комнате, поэтому во время работы также нужно включать и общее освещение в комнате;
- подоконники лучше не заставлять, окна необходимо регулярно мыть, а мебель для работы подбирать светлых оттенков, чтобы ничто не препятствовало нормальному естественному освещению;
- во время выполнения заданий нужно помнить о необходимых перерывах и глазной гимнастике.
Соблюдение вышеперечисленных правил и рекомендаций поможет минимизировать нагрузку на глаза и правильно ее распределить, что без сомнений окажет положительный эффект на остроту зрения ребенка.
Видео о препарате Черника Форте
Источник: http://pediatriya.info/meryi-profilaktiki-chtobyi-u-malyisha-ne-isportilos-zrenie/
Профилактика нарушения зрения у детей
В современном мире ранний возраст для нарушения зрения часто становится отправной точкой для формирования близорукости в школьном возрасте.
Все дети раннего возраста с нарушением зрения должны находиться на учете у врача окулиста, им назначается коррекционная терапия. Родители могут проводить эффективную профилактику близорукости у ребенка в домашних условиях. Но применять все приведенные в статье рекомендации следует под пристальным контролем со стороны врача.
Нарушение зрения и близорукость не развиваются одномоментно — для этого процесса нужно время.
С момента рождения ребенка его зрительная функция постоянно совершенствуется: от рефлексов слежения и фиксации к становлению цветового зрения, а затем до формирования высшей формы зрительного восприятия — бинокулярного зрения, дающего возможность видеть мир объемно и во всем его разнообразии. Особенно бурно совершенствуется зрение в первые три года жизни.
Известно, что новорожденные имеют физиологическую дальнозоркость, которая по мере увеличения глазного яблока самостоятельно ликвидируется, и зрение становится нормальным, то есть изображение фокусируется на сетчатке.
Если глаз растет слишком быстро, может развиться близорукость, при которой фокус располагается перед сетчаткой, и изображение предмета становится нечетким, расплывчатым.
Зрительная система человека полностью формируется к 9-11 годам. До этого возраста ребенок приспосабливается к нарушению зрения и даже не подозревает, что его зрение испытывает большие проблемы. Поэтому плохое зрение у детей часто остается не выявленным до 6-7 лет, а иногда и до подросткового возраста.
Среди современных дошколят все чаще и чаще встречаются дети в очках. Наличие одного-двух «очкариков» в каждом первом классе — дело обычное, а к окончанию средней школы очки носит уже каждый пятый ученик.
Раннее ухудшение зрения стало для школьников и их родителей настоящей проблемой, требующей немедленного разрешения. Чтобы бороться с приобретенной близорукостью, надо хорошо знать причины, ее вызывающие.
Близорукость, миопия (от греческих слов «мио» — щуриться, и «опис» — глаз, зрение) — состояние, при котором человек плохо видит отдаленные предметы и вынужден подносить их к глазам для детального рассмотрения.
В 5-6-летнем возрасте ребенок начинает учиться читать и писать, и делает это, как правило, низко наклоняя голову к книге и тетради. Такая поза приводит к быстрому нарушению зрения в сторону близорукости.
Однако усилия воспитателей, педагогов и родителей, заставляющих ребенка принять правильную позу, остаются напрасными: через 1-2 минуты голова опять склоняется к книге, и ученик едва не водит носом по строке.
При рассматривании предмета на близком расстоянии возрастает нагрузка на глазодвигательные мышцы и на мышцу, изменяющую кривизну хрусталика (цилиарную). Хрусталик утолщается и фиксирует изображение на сетчатке.
Если прилежный ученик длительно занимается чтением, рисованием или письмом, мышечный аппарат глаза утомляется, и мозг, желая разгрузить уставшие мышцы, отодвигает сетчатку, удлиняя глазное яблоко. Так развивается близорукость.
Вблизи ребенок видит хорошо, но изображение отдаленных предметов нечеткое.
К сожалению, ребенок не испытывает неудобств от снижения зрения, и родители не подозревают о возникшей проблеме до тех пор, пока на диспансерном осмотре у окулиста не выявится близорукость или учительница не отметит, что первоклассник с третьей парты не видит, что написано на доске.
Бороться с миопией путем подбора все более сильных очков — занятие неблагодарное. Гораздо проще не допустить развития близорукости или «поймать» ее на ранней стадии, когда еще можно с помощью специальной гимнастики для глаз затормозить нарушение зрения.
Упражнения для профилактики:
- Профилактика близорукости у детей начинается с того, что нужно следить за правильной позой ребенка во время письменных занятий.
- Расстояние от рабочей поверхности до глаз должно быть не менее 30 см. Через каждые 15 минут напряженной работы надо дать отдых глазам, проделав простые упражнения для профилактики близорукости:
- зажмурить глаза на несколько секунд, затем открыть (повторить 6-8 раз);
- в течение 15 секунд быстро моргать, затем 15 секунд глаза отдыхают, потом вновь 15 секунд моргать и 15 секунд отдых и т. д.; повторить 5-6 раз;
- на стене или на окне нарисуйте или наклейте яркую точку на расстоянии 1 метра от глаз ученика. Нужно переводить взгляд с ближнего объекта (тетрадь) на точку и обратно в течение 1-2 минут, снимая напряжение с глазных мышц;
- закрыть глаза и помассировать веки пальцами в течение 1 минуты.
Источник: http://www.womensecrets.pro/mum/profilaktika-narusheniya-zreniya/
Методическая разработка на тему: Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста
В современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также негативному воздействию, что не может не сказаться на важнейшем органе чувств — зрении. В зоне повышенного риска находятся именно маленькие дети, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза. И здесь важную роль в сохранении и укреплении детского здоровья играют дошкольные учебные заведения.
Одной из главных причин необходимости применения зрительной гимнастики считается большой риск развития у детей дошкольного возраста близорукости в результате адаптации к чрезмерным нагрузкам.
Глаза детишек привыкают к различным видам занятий на близких расстояниях и утрачивают четкое изображение отдельных предметов.
Поэтому именно зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчить плохое влияние на глаза.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.
Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз.
Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.
Около 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь.
К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушений зрения, относятся:
- Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
- Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
- Чередование занятий детей с отдыхом;
- Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
- Контроль за правильной позой детей во время занятий;
- Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
- Активное гармоничное физическое развитие детей;
- Организация рационального питания и витаминизации;
- Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.
Цель зрительной гимнастики:
- включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;
- формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.
Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.
Общие правила проведения зрительной гимнастики:
- фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;
- длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;
- выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
- После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.
Варианты зрительных гимнастик:
- с использованием художественного слова;
- с опорой на схему;
- с сигнальными метками;
- с индивидуальными офтальмотренажерами;
- с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
- электронные зрительные гимнастики.
С сигнальными метками
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты ( например, в 4-х углах потолка).
Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно – игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется заменять на новые.
С индивидуальными офтальмотренажерами
На индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышщ.
С настенными и потолочными офтальмотренажерами
Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.
Электронная гимнастика для глаз
Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающих функций глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.
Методика проведения электронной физминутки для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя).
Дети слушают музыку и следят за движением объектов.
Список литературы:
- Основы Тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Мирянская Н, Синякина А, 2014 год.
- Дети без очков. Коррекция зрения без лекарств и скальпеля. Ильинская М.В. 2014 год.
- Сиротюк А. «Все хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2008 год.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/01/18/profilaktika-narusheniy-zreniya-u-detey-doshkolnogo
Профилактика нарушения зрения у детей: методы
Источник: https://glazastik.net/zabolevaniya/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detej.html
Профилактика нарушения зрения у детей и подростков – Рассказовская ЦРБ
Виды нарушений зрения
В России, только по официальным данным, более миллиона детского населения страдают от различных заболеваний органа зрения. Основными нарушениями зрения у детей являются:
Дальнозоркость (гиперметропия). Данное заболевание является врожденным.
Близорукость (миопия). Данное заболевание зачастую является приобретённым. Развивается из-за нарушения работы глаза в период значительной зрительной нагрузки, вследствие чего происходит растяжение глазного яблока.
Астигматизм. Данное заболевание обусловлено нарушением формы хрусталика и неправильностью кривизны роговицы, может быть врождённого или приобретённого характера. Признаками патологии считаются снижение зрения и вдаль, и вблизи, быстрая утомляемость глаз.
Рекомендации по профилактике нарушений зрения
Как известно, большинство проблем со здоровьем у человека закладывается в раннем детстве.
Поэтому офтальмологи всего мира настаивают на проведении ранней диагностики глазных патологий и придают огромное значение профилактике нарушения зрения.
Формирование правильных поведенческих навыков у детей – залог хорошего зрения в будущем. Необходимо создать устойчивые стереотипы и привить культуру зрительной работы.
1.Читать правильно
Во время чтения большую роль играет правильное освещение и положение тела. Свет должен падать на книгу равномерно. Оптимальные условия освещения – это общее освещение и настольная лампа, при этом во время чтения в поле зрения ребёнка не должны попадать отражающиеся поверхности.
Недопустимо чтение лёжа, также нужно избегать наклона головы к книге. Также вредно читать в транспорте из-за вибрации предмета перед глазами. Данные привычки являются основополагающими факторами развития близорукости. Оптимальное расстояние до предмета работы – около 35-40 см.
2. Делайте «минутку отдыха»
«Минутка отдыха» – это золотое правило сохранения здоровья глаз. Период отдыха должен занимать около 5-10 минут и возобновляться каждые 30-40 минут.
3. Гимнастика для глаз
Профилактику нарушений зрения у детей необходимо начинать проводить уже с двух лет в виде игры.
Ребёнка нужно научить периодически моргать, сохранять осанку, не давать возможность надолго концентрировать внимание на одном предмете или телевизоре, почаще менять взгляд с дальних предметов на ближние и наоборот, закрывать глаза и совершать круговые движения глазами вправо, влево, не открывая их. В будущем такие игры перерастут в полезную привычку.
4. Спорт
Уже давно известно, что занятия спортом помогают укрепить и вернуть остроту зрения; не касается это лишь игр, требующих пристального специального внимания (шашки, шахматы и т.п.).
Во время длительных учебных занятий нужно делать перерывы, в течение которых следует сделать несколько упражнений: походить, побегать, поприседать, попрыгать и т.п.
5. Водные процедуры
Контрастные ванны для лица способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. Поэтому будет разумным начинать день с умывания попеременно тёплой и холодной водой, повторяя процедуру несколько раз.
Очень важно во время посещения бассейнов и купания в открытых водоёмах использовать очки для плавания, во избежание попадания в глаза инфекции и дезинфицирующих воду средств.
6. Игры и досуг
Как говорилось ранее, немаловажную роль играет освещение, осанка ребенка на уроке и продолжительность занятий. Занятия, которые требуют постоянного напряжения зрения, должны длиться не более 10-15 минут. Между ними лучше организовывать активные игры, по возможности на свежем воздухе.
Что касается непрерывного просмотра телепередач или занятий на компьютере, для дошкольников и учеников младших классов длительность занятий не должна превышать получаса. Важную роль играет расстояние до монитора или телевизора.
Экран монитора нужно удалить от ребёнка на расстояние вытянутой детской руки (около 40 см), он должен быть установлен прямо напротив ребёнка (не сбоку!), немного ниже уровня глаз.
Экран телевизора должен быть удалён на расстояние от трёх до пяти метров.
7. Питание
Безусловно, питание играет огромную роль в жизни ребёнка и оставляет значительный отпечаток на состоянии здоровья растущего организма. Специалисты рекомендуют употреблять продукты, богатые каротиноидами, лютеином и зеаксантином. Именно эти вещества необходимы для поддержания функии сетчатки глаза и защиты её от вредных внешних воздействий.
Положительное влияние на здоровье глаз оказывают: бета каротин, витамин С, Е, цинк, калий, омега-3 жирные кислоты и др.
Продукты, богатые этими питательными веществами, лучше употреблять в свежем виде или с минимальной термической обработкой.
К ним относятся: зелёные листовые овощи (брокколи, брюссельская капуста, щавель, шпинат), апельсины, морковь, красный болгарский перец, киви, молочные продукты, морская рыба, яйца, орехи, чернослив, курага, изюм и бобовые.
Признаки нарушения зрения
Родителям необходимо обращать внимание на появление возможных признаков нарушения зрения. Они могут проявляться так:
- Ребёнок прищуривается.
- Близко подносит к глазам объект интереса либо низко склоняется над книгой.
- Ребёнок испытывает головные боли и головокружение.
- Сутулится и ходит с опущенной головой.
Следует внимательно проследить поведение ребенка после сна, в особенности после дневного. Если спросонья у ребёнка один глаз открывается не полностью, если он медленно мигает перед тем, как что-то сделать, если для того, чтобы посмотреть в вашу сторону, он поворачивает полностью голову – все эти признаки дают повод для беспокойства.
Диагностика нарушения зрения
Первый осмотр ребёнка у офтальмолога проводится в возрасте одного месяца. Начиная с одного года, ребёнок должен проходить регулярный про филактический осмотр один раз в год.
С трёх до пяти лет, в момент интенсивного роста, значительно увеличивается размер и вес глаза, а также его преломляющая сила; это всё сказывается на остроте зрения.
Следует помнить, что чем раньше будет выявлено заболевание глаз, тем благоприятнее прогноз лечения.
Диагностику глаз проводят при помощи проверки остроты зрения (визоиметрия), скиаскопии, осмотра глазного дна, определения объёма движения глаза, измерения угла косоглазия, проверки цветовосприятия. На основе этих данных специалист может достоверно диагностировать заболевание и назначить необходимое лечение.
http://proglaza.ru
Ответственный: офтальмолог Иванова Е. Н.
Источник: http://rasskcrb.ru/eto-nado-znat/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detey-i-podrostkov/
открытая библиотека учебной информации
Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить на воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить и о возможности тяжелых последствий травматизма.
К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести конъюнктивиты и болезни век, в том числе ячмени, вызываемые бактериями и вирусами. Инфекция может быть занесена грязными руками или предметами личной гигиены. Лечение в обязательном порядке проводится окулистом.
Конъюнктивит – воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы). Он характеризуется жжением и резью в глазах («песок в глазах»), слезотечением, светобоязнью, гнойными выделœениями. Может повыситься температура. Ребенок жалуется на головную боль.
Ячмень – острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальных или потовых желœез. При этом отмечается значительная болезненность в области пораженного участка, резко отекает веко, ухудшается общее состояние ребенка.
Профилактика этих заболеваний заключается: 1) соблюдение элементарных гигиенических норм и правил (частое мытье рук с мылом, частая смена носовых платков, полотенец, наволочек, использование защитных очков при ярком свете). 2) защита глаз от пыли и раздражающих веществ. 3) сбалансированное, обогащенное витаминами питание. 4) исключить травматизм глаз, который увеличивается с возрастом.
Из невоспалительных заболеваний глаз наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия)
Основные концепции возникновения и развития близорукости.
1. Основная причина зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил. Необходима – профилактика нарушений зрения.
2. Основную роль в развитии близорукости – наследственные факторы. Чаще всœего миопия развивается у многих членов семьи, живущих в одинаковых условиях.
Главной причиной возникновения заболевания является ослабление аккомодации вследствие нарушения функции ресничной мышцы. Глаз вынужден перестроить оптическую систему, чтобы приспособиться к работе на близком расстоянии, что достигается удлинœением его оптической оси.
При этом принято считать, что дети наследуют лишь склонность к близорукости. В случае если зрительное напряжение приходится на период роста глаза, это приводит к растяжению его оболочек и прогрессированию миопии.
Этому способствует также длительная зрительная работа с предметами, находящимися на близком расстоянии при недостаточной освещенности, что вызывает повышение внутриглазного давления, растяжение оболочек глаза и прогрессирование близорукости.
К ухудшению зрения приводят общие тяжелые заболевания организма, хронические инфекции, малоподвижный образ жизни, недостатки физического воспитания.
Первые признаки близорукости: глазная щель расширенна, глазное яблоко начинает выдаваться вперед, зрачок увеличен. Ребенок склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль.
Эти изменения должны заметить родители и учителя. У близоруких детей чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение ребенка, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться.
Дети жалуются на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.
Выделяют три степени близорукости: слабую – до 3,0 диоптрий, среднюю – до 5,0, высокую – от 6,0 диоптрий и более.
Вместе с тем, выделяют прогрессирующую, или злокачественную близорукость, когда имеют место изменения оболочек глаза. Самым тяжелым и опасным осложнением близорукости является отслойка сетчатки, которая может произойти при средней и высокой степени близорукости.
Дети с такими осложнениями не должны быть оставлены без внимания родителœей и учителœей. Им противопоказаны умственные и физические перегрузки, работа в наклонном положении, сотрясения, поднятие тяжестей, прыжки па твердую поверхность или в воду.
Дети со средней степенью близорукости занимаются лечебной гимнастикой, а с высокой степенью – только дыхательной.
Близорукость попала в разряд «школьных» болезней. Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в 1 класс, уже 4% имеют миопию. Особенно резко увеличивается их количество в период с 11 до 14 лет; к 7 классу она достигает уже 16%. В общей сложности за годы обучения в школе, но данным различных авторов, близорукость возрастает в 5 раз.
Для профилактики близорукости в школе крайне важно соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации.
Это бывают простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Детям предлагают быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно.
Эти упражнения целœесообразно проводить в течение 0,5-1 мин в серединœе урока с усиленной зрительной нагрузкой, а также дома.
Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.
Дальнозоркость – ϶ᴛᴏ такая рефракция, при которой человек плохо видит предметы, находящиеся близко от глаз и хорошо те, что находятся далеко.
Причины. Приблизительно 95% новорожденных дальнозорки. Только к 6-7 годам соотношение между длинной оптической оси глаза, его преломляющей способностью и размером глазного яблока уравновешиваются и рефракция становиться эмметропической, а в дальнейшем может развиться миопия. Дальнозоркость развивается с возрастом, как следствие склеротических процессов в глазу.
Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Избегать зрительного переутомления в раннем детском возрасте (телœевизор, компьютер).
Астигматизм – нарушение кривизны роговицы, из-за чего человек видит прямую линию искривленной, наклонной или ломаной. При этом нарушается ориентация, процесс чтения, письма и др. Появляются головные боли, головокружения, снижается работоспособность. В таком глазе может быть одновременно дальнозоркая и близорукая рефракция.
Причины. Врожденные особенности (патология беременности, вредные привычки). Переутомление и не слишком хорошее питание в периоды интенсивного роста.
Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Полноценное питание, щадящий режим, избегать травм глаза.
Косоглазие. Выделяют две основные разновидности косоглазия:
1. Сходящиеся косоглазие обычно развивается у близоруких людей и у тех, кто привык рассматривать предметы на близком расстоянии, а также читать, писать, низко наклонившись над столом. Лечение – операция. Профилактика: избегать привычки близко рассматривать предметы, низко наклоняться над книгой, тетрадью, коррекция близорукости.
2. Расходящееся косоглазие развивается чаще у людей с дальнозоркой рефракцией, вынужденных рассматривать предметы на близком расстоянии, при этом они обычно работают одним глазом, нерабочий глаз уходит в сторону, кроме того, в нём постоянно утрачивается способность видеть. Этот факт следует учитывать в раннем детском возрасте.
На каком расстоянии следует подвесить игрушку над кроваткой ребёнка в 2-4-6 месяцев? На расстоянии 1,5-2 метра от глаз. В случае если повесить близко, есть опасность развития косоглазия, потому, что дети дальнозорки. Сначала подвешивают игрушки разной формы, а к 8-9 месяцам, разного цвета͵ особенно красные, жёлтые, оранжевые.
Лечение: восстановить зрение в нерабочем глазу, хотя бы частично – это достигается длительными тренировками на специальных приборах, а затем операция на глазодвигательных мышцах.
Профилактика: игрушки для рассматривания, картины, плакаты размещать на расстоянии 2 м от глаз ребёнка, не давать для игры мелкие предметы (игрушки, мозаики, строительный материал).
Спазм аккомодации. Аккомодация – ϶ᴛᴏ процесс приспособления глаза к видению на разных расстояниях. В норме он протекает мгновенно – глаз способен мгновенно переключаться с близких предметов на далекие. При переутомлении глаз не может мгновенно переключаться с близких предметов на далекие, то есть наблюдается спазм аккомодации.
Причины: переутомление глаза от долгой, напряжённой работы. Спазм аккомодации является предвестником развития близорукости и нуждается в немедленном лечении. Лечение: выключение глаза из работы (это достигается закапыванием в глаза атропина) на 1,5-2 месяца. Профилактика: соблюдать гигиену зрительной работы.
Дальтонизм – ϶ᴛᴏ врожденное нарушение цветного видения (цветоощущения). Наблюдается преимущественно у мальчиков и может выражаться как в нарушении видения отдельных цветов (красного, зелёного), но и оттенков зелёного, коричневого цвета.
Дальтонизм определяется при помощи специального атласа с набором картинок, которые с определённой скоростью пролистывают перед обследуемым и он должен сказать, что на картинке изображено или написано.
Дальтонизм является ограничением в выборе профессии (космонавт, шофёр, лётчик, желœезнодорожник и др.). Заболевание не корригируется.
Читайте также
Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить на воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить и о возможности тяжелых последствий травматизма. К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести… [читать подробенее]
Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить на воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить и о возможности тяжелых последствий травматизма. К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести… [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/random/view/391078
Профилактика нарушения зрения у детей
Российские врачи с сожалением констатируют, что последние 10-15 лет наблюдается значительный рост числа глазных заболеваний среди детей. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие все чаще диагностируются у малышей школьного и даже дошкольного возраста.
При этом своевременная простая профилактика поможет избежать этих проблем и сохранить прекрасное зрение на долгие годы.В детстве зрительная система очень гибкая и восприимчивая, на нее легко воздействовать. Это говорит о том, что в детском возрасте есть повышенный риск развития нарушений зрения.
Но в то же время, при разумной заботе, глаза малыша можно защитить от большинства заболеваний.
Прежде всего, главной мерой профилактики сегодня считаются плановые осмотры у офтальмолога. Первый прием после выписки из роддома проводится на втором месяце жизни крохи.
Уже на этих порах специалист выявляет такие заболевания, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие. Также врач анализирует состояние глазного дна и сосудов. В возрасте 6-8 месяцев малыш вновь встречается с офтальмологом для исследования клинической рефракции глаз, что необходимо для профилактики косоглазия.
Далее, при отсутствии отклонений зрения от нормы, осмотры проводятся 1 раз в год, чтобы проверить цветовое зрение и склонность к близорукости и дальнозоркости.
Практика показывает, что такая многоступенчатая система офтальмологических осмотров у детей дает хорошие результаты. Она позволяет своевременно установить заболевание и исключить возможность искаженного восприятия окружающего мира по вине ослабленного зрения. Поэтому не забывайте самостоятельно записывать малыша на прием к окулисту и не игнорируйте тревожные сигналы.
Близорукость (миопия), как известно, наиболее распространенное нарушение зрения и среди детей, и среди взрослых. Причин ее возникновения довольно много, но специалисты выделяют две основных. Во-первых, это систематическое зрительное переутомление и несоблюдение правил гигиены глаз. Во-вторых, решающую роль может сыграть наследственный фактор. Сложно бороться с близорукостью, если оба родителя ребенка носят очки. Зато в ваших силах предотвратить перенапряжение глаз малыша.
К первым признакам близорукости относятся расширенная глазная щель, когда глазное яблоко начинает выдаваться вперед, и увеличенный зрачок. Ребенок склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. Но наиболее заметные для окружающих изменения — это нарушение осанки (сутулость), привычка ходить с низко опущенной головой и жалобы на быстрое утомление.
Необходимо отметить, что у 4% российских первоклассников уже наблюдается миопия в той или иной степени. Это число резко растет среди детей 11 — 14 лет, достигая 16%. К концу обучения в школе количество подростков с близорукостью составляет около 20%.
Если у ребенка нет врожденных заболеваний зрительной системы, главное — не допускать переутомления и постоянно следить за тем, чтобы глаза излишне не напрягались от чтения, просмотра телевизора и сидения за компьютером. Но стремясь предотвратить появление близорукости, нельзя забывать о значении состояния здоровья малыша в целом. Необходимо укреплять организм с помощью закаливания, длительных прогулок на свежем воздухе, витаминизированного питания и соблюдения режима активных занятий и отдыха.
Среди специфических мер профилактики рекомендуется тренировка аппарата аккомодации (механизм фокусировки зрения на различные расстояния).
Это довольно простые упражнения, когда ребенку предлагают быстро переводит взгляд с близко расположенных на удаленные предметы (например, со своего пальца на угол оконной рамы).
Такое действие желательно проводить во время выполнения домашнего задания, работы за компьютером и в середине урока.
Очень важно правильное освещение в тех помещениях, где ребенок читает и делает уроки. Свет должен быть достаточным и равномерным, без теней на рабочем месте.
Поэтому дети с нарушением зрения должны сидеть за передними столами первого от окон ряда.
И даже если у ученика идеальное зрение, но он сидит на третьем от окон ряду, его необходимо пересаживать в первый или второй ряд уже через два месяца.
Любую деятельностью, требующую концентрации внимания и памяти, необходимо «разбавлять» активными перерывами, поскольку статическая умственная нагрузка быстро ослабляет зрительную систему.
- Исключить чтение в положении лежа.
- Книга должна быть расположена от глаз минимум на расстоянии вытянутой руки.
- Ребенок должен читать и заниматься в хорошо освещенном месте, при этом источник света необходимо держать слева и сверху от него.
- Мелкий шрифт не допустим в книгах и учебных пособиях для детей.
- Во время чтения необходимо делать короткий перерыв каждые 15 минут.
- Вращение глазными яблоками при закрытых глазах.
- Встав у окна, смотреть на самый дальний объект в пределах видимости.
- На 3-5 секунд сильно зажмуриться и открыть глаза.
- Часто моргать около 30-60 секунд.
- В течение 2-3 секунд смотреть вдаль, затем — на кончик своего носа.
- Выполнять круговые движения руки, расположив ее на дистанции в 30-35 см от лица, и следить глазами за указательным пальцем. Повторить упражнение, сменив направление движения руки.
Источник: https://schoolofcare.ru/articles/profilaktika-narusheniya-zreniya-u-detey/