Дети с нарушением зрения
Дети с проблемами остроты зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению, чем те, кто видит хорошо. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха. В зависимости от степени ослабления зрения методики донесения знаний до них будут различаться.
Виды нарушений зрения
Нарушения зрения у ребенка могут быть функционального или органического характера.
Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (пример – косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.).
Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.).
Часто при органических нарушениях зрения выявляют сопутствующие поражения нервной системы или врожденные пороки развития – ДЦП, нарушения слуха, задержка умственного развития и др.
По причине, вызвавшей нарушения зрения их классифицируют на:
- Врожденные – если повреждающий фактор действовал в период внутриутробного развития плода (чаще инфекции и метаболические расстройства);
- Наследственные – когда заболевание глаз передается из поколения в поколение (например, дальтонизм, катаракта, глаукома и др.);
- Приобретенные – если причина действовала после рождения ребенка (инфекции, травмы и др.).
По степени снижения остроты зрения детей разделяют на слабовидящих, с остаточным зрением или тотально слепых.
Особенности развития детей с нарушениями зрения
Благодаря зрению человек получает до 90% информации об окружающем мире. Поэтому, когда этот орган чувств выпадает, информация к ребенку преимущественно поступает через слух и осязание.
Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются несколько иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы.
В воспитании таких детей важную роль играет регулярное обращение внимания на все виды слышимых звуков.
Снижение остроты зрения кроме того, что ограничивает познание мира вокруг ребенка, несколько замедляет развитие речи, внимания и памяти. Слепые дети могут неправильно понимать слова, так как слабо соотносят их с реальными предметами, которые эти слова обозначают.
Огромную роль в развитии детей с нарушением зрения играет физическая активность.
При воспитании особенно важно уделять больше времени подвижным играм и развлечениям, так как они развивают координацию и умение правильно ориентироваться в пространстве, мышечное чувство, обучают важным навыкам или даже стимулируют зрение.
Важно учитывать рекомендации офтальмолога и конкретный диагноз при формировании вариантов двигательной активности маленьких детей. Это необходимо для того, чтобы предупредить отрицательные последствия при неправильно подобранных нагрузках.
Другой особенностью детей с нарушением зрения является то, что при обучении конкретным навыкам и действиям требуется многократное их повторение «рука об руку». Причем это необходимо повторять до тех пор, пока действие не доведется до автоматизма.
Подбирать игрушки для маленьких детей с плохим зрением нужно крупные, яркие, с фактурной поверхностью (стимулирует развитие осязания и остаточное зрение), особенно интересны им музыкальные игрушки и те, которые издают определенные звуки.
В семье слабовидящий ребенок должен быть вовлечен в процесс реализации внутрисемейных обязанностей и выполнять их по мере возможности. Не нужно ограничивать его контакты с нормально-видящими детьми.
Психофизическая характеристика детей с нарушением зрения
В развитии слепого дошкольника можно выделить 3 общие закономерности:
- Такой ребенок несколько отстает в физическом и умственном развитии по сравнению со зрячим сверстником, так как активность в отношении освоения окружающего мира у него ниже;
- Периоды развития слепого ребенка не совпадают с таковыми у зрячих. Это происходит до тех пор, пока другие органы чувств не выработают механизмы компенсации отсутствия нормального зрения;
- Для развития слепого ребенка характерна диспропорциональность – одни стороны личности развиваются быстрее (речь, мышление), а другие – медленнее (овладение пространством, движения).
Важная характеристика детей с нарушениями зрения – из-за недостаточного развития координации движения слепые дошкольники неуклюжие и недостаточно уверенные.
Так, при врожденной слепоте отставание в формировании навыка ходьбы может составлять 2-3 года.
Импульсивность дошкольников на том же уровне, что и зрячих, но ввиду отсутствия достаточной координации импульсивность проявляется резче и ярче.
Профилактика нарушений зрения у детей
Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, необходима профилактика его нарушений у детей. Заниматься этим следует с первых месяцев жизни малыша. Так, первый визит к офтальмологу здоровый ребенок должен совершить вместе с мамой в возрасте 1 месяца.
Врач осуществит диагностику возможных врожденных проблем с органом зрения и даст рекомендации по профилактике нарушений зрения у детей. В возрасте 2-3 лет можно уже проверить по специальным таблицам остроту зрения.
Ранняя диагностика позволит избежать в будущем многих проблем с учебой в школе.
Обучение детей с нарушениями зрения должно учитывать рекомендации окулиста. Абсолютно слепые дети могут посещать специализированные детские сады и обучаться в школах-интернатах для слепых и слабовидящих. Возможно получение среднего образования на домашнем обучении. При остаточном зрении обучение детей с нарушениями может проводиться с применением специального оборудования и пособий.
Если ребенок умеет читать, он должен обязательно соблюдать правила гигиены чтения – не читать лежа, делать перерывы около 3-5 минут, выполняя специальную гимнастику для глаз. Также врачи рекомендуют ограничить просмотр телевизора и время компьютерных для игр.
Видео с YouTube по теме статьи:
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6794-deti-s-narusheniem-zrenija.php
Снижение зрения у детей: 8 методов диагностики
Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.
Аномалии рефракции — группа нарушений, связанных с несоразмерностью силы оптической системы глаза к его переднезадней оси (грубо говоря — длине глаза).
Аномалии рефракции делятся на:
- близорукость (миопию);
- дальнозоркость (гиперметропию);
- астигматизм.
Близорукость (миопия)
Это вид рефракции, при котором характерной особенностью является расположение главного фокуса непосредственно перед сетчаткой, что, в свою очередь, не позволяет хорошо рассматривать предметы, расположенные вдали.
Происходит это всё из-за несоответствия силы оптической системы глаза и его длины. В результате этого выделяют осевую (увеличен размер глазного яблока) и рефракционную (увеличена сила преломляющего аппарата) близорукость.
Также выделяют следующие степени близорукости:
- слабая (до 3 диоптрий);
- средняя (от 3,25 до 6,0 диоптрий);
- высокая (выше 6 диоптрий).
Методы диагностики
Для постановки диагноза используют несколько методов диагностики:
- Определение остроты зрения (визиометрия).
У детей раннего возраста определить реальную величину остроты зрения не представляется возможным. Можно лишь косвенно судить о ней, основываясь на данные офтальмоскопии при исследовании глазного дна врачом, данные скиаскопии, если ребёнок позволит ее провести, либо данные рефрактометрии. В возрасте 4-5 лет зрение у детей проверяют с помощью таблиц.
- Определение полей зрения (периметрия).
У детей обосновано применение компьютерной сферопериметрии, так как, согласно исследованиям, далеко не все дети способны понять методику, а потому полученные данные зачастую имеют ложный результат.
- Осмотр глазного дна (офтальмоскопия).
В отличие от взрослых, у детей осмотр глазного дна проводится всегда на широкий зрачок.
- Скиаскопия в условиях полной циклоплегии.
Данное исследование даёт более объективную картину после предварительного проведения атропинизации (процедура закапывания капель Атропина в глаза).
- Рефрактометрия.
- Ультразвуковое исследование (режим А-скан и В-скан).
- Осмотр глазного дна с линзой Гольдмана.
- Измерение внутриглазного давления (тонометрия) при необходимости.
Необходимо понимать, что, по сути, близорукость, как и гиперметропия, не болезнь, а состояние, требующее от пациента соблюдения определённого стиля жизни.
Сбалансированное питание, определенная гимнастика для глаз, приём витаминов, массаж шейно-воротниковой зоны, режим труда и отдыха — важные профилактические методы.
К сожалению, они крайне редко соблюдаются пациентами.
Основные методы лечения близорукости
Главным консервативным методом лечения является очковая либо контактная коррекция зрения.
Согласно последним данным было установлено, что прогрессирование миопии может быть остановлено только при полной коррекции зрения. Частичная коррекция вызывает спазм аккомодации, тем самым усугубляя состояние, что, в свою очередь, приводит к прогрессированию нарушения.
В современном мире все больше людей предпочитают контактную коррекцию зрения, однако данный вид коррекции не всегда возможен у маленьких детей и требует обязательного контроля взрослых.
Использование ночных ортокератологических линз «Парагон».
Имеет свои преимущества. Линза вводится исключительно на ночь перед сном. Она легка в использовании.
Основной же лечебный эффект заключается в строении линзы: она мягко влияет на клетки эпителия роговицы, что в свою очередь позволяет уменьшить силу преломляющего аппарата глаза.
В случаях прогрессирующей миопии с выраженными изменениями на глазном дне необходимо проведение периферической профилактической лазеркоагуляции, которая ограничивает участки измененной сетчатки, и, в свою очередь, является профилактикой такого грозного осложнения, как отслойка сетчатки.
При достижении возраста 18 лет врачами рекомендуется проведение оперативного лечения: лазерной коррекции зрения (ФРК, ЛАСИК, ЛАСЕК), рефракционной замены хрусталика или имплантации факических линз. Возраст 18 лет выбран не случайно, согласно исследованиям учёных, именно до этого возраста происходит рост глазного яблока. Поэтому раннее проведение оперативных методов лечения не будет столь эффективно.
Дальнозоркость (гиперметропия)
Это вид рефракции, при котором главный фокус располагается за сетчаткой, что, в свою очередь, делает невозможной работу на близком расстоянии, а при высокой степени дальнозоркости — и на далёком.
Выделяют следующие степени дальнозоркости:
- слабая (до 2 диоптрий);
- средняя (от 2,25 до 5,0 диоптрий);
- высокая (выше 5 диоптрий).
Методы диагностики
Для постановки диагноза используют 8 методов диагностики:
- определение остроты зрения (визиометрия);
- определение полей зрения (периметрия);
- осмотр глазного дна (офтальмоскопия);
- скиаскопия в условиях полной циклоплегии (данное исследование даёт более объективную картину после предварительного проведения атропинизации);
- рефрактометрия;
- ультразвуковое исследование (режим А-скан и В-скан);
- осмотр глазного дна с линзой Гольдмана;
- измерение внутриглазного давления (тонометрия) при необходимости.
Основные методы лечения дальнозоркости
1. Главным консервативным методом лечения является очковая либо контактная коррекция зрения.
Очки при дальнозоркости врач назначает только на фоне закапывания опредёленных препаратов (Атропина или его аналогов). Зачастую дети пытаются уговорить взрослых либо не закапывать им капли, либо пытаются просто одеть очки, но важно помнить, что назначение врача является главным.
Если пойти на поводу у ребёнка, то очки носиться не будут из-за дискомфорта, а дальнозоркость будет прогрессировать. Контактная коррекция зрения в этом случае возможна только после адекватно подобранной очковой коррекции.
2. При достижении возраста 18 лет врачами рекомендуется проведение оперативного лечения: лазерной коррекции зрения (ФРК, ЛАСИК, ЛАСЕК), рефракционной замены хрусталика или имплантации факических линз.
Астигматизм
Это вид нарушения рефракции, характерной особенностью которого является наличие разной преломляющей силы в разных меридианах роговицы (чаще) или хрусталика (реже), в результате чего изображение имеет искаженный вид.
Методы диагностики
Для постановки диагноза используют следующие методы диагностики:
- определение остроты зрения (визиометрия);
- определение полей зрения (периметрия);
- осмотр глазного дна (офтальмоскопия);
- скиаскопия в условиях полной циклоплегии (данное исследование даёт более объективную картину после предварительного проведения атропинизации);
- рефрактометрия;
- ультразвуковое исследование (режим А-скан и В-скан);
- осмотр глазного дна с линзой Гольдмана;
- измерение внутриглазного давления (тонометрия) при необходимости.
Основные методы лечения дальнозоркости
1. Главным консервативным методом лечения является очковая либо контактная коррекция зрения.
Очки при астигматизме, как и при дальнозоркости, врач назначает только на фоне закапывания определённых препаратов (Атропина или его аналогов). Это очень важно. Если ребёнок упорствует и отказывается, ему следует все подробно объяснить и настоять на выполнении рекомендации доктора.
Контактная коррекция зрения в этом случае возможна только после адекватно подобранной очковой коррекции. Особенностью контактной коррекции в этом случае будет подбор так называемых торических линз, позволяющих учитывать астигматический компонент.
2. При достижении возраста 18 лет врачами рекомендуется проведение оперативного лечения: лазерной коррекции зрения (ФРК, ЛАСИК, ЛАСЕК), рефракционной замены хрусталика или имплантации факических линз с торическим компонентом.
Важно помнить, что постановка диагноза любой из аномалий рефракции может осуществляться только врачом после проведения детального клинического обследования.
Оценка статьи:
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Источник: http://kroha.info/health/snizhenie-zreniya-u-detej
Нарушения зрения у детей | Офтальмология
Общие сведения
Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников.
В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами.
Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера. Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике:
- затуманенное зрение (амблиопия) – это ослабление зрения, которое не может быть скорректировано только очками;
- косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;
- неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;
- разновидность поражения сетчатки глаза (синдром Терри), возникает вскоре после рождения у некоторых недоношенных детей, испытывающих изменения в кровеносных сосудах чувствительной оболочки глазного яблока, что может навсегда испортить зрение ребенка;
- близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;
- дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;
- дефокусировка (астигматизм) – как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;
- опущение верхнего века (птоз) – дефект, при котором веко может быть слегка опущено, или может даже полностью закрывать зрачок. Бывают случаи, когда этот дефект может ограничивать или даже препятствовать нормальному зрению, что требует хирургического вмешательства, но в некоторых случаях могут помочь и медикаменты;
- воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;
- слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;
- повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.
Симптомы нарушения зрения у детей
- У ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, так как данный симптом может быть слабовыраженным). Надо насторожиться, даже если это проявляется только в моменты переутомления или стресса;
- Чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого;
- Косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание;
- Нарушение зрительно-моторной координации;
- Проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребенок ударяется о стоящие предметы, роняет вещи на пол;
- Ребенок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам;
- Ребенок закрывает один глаз или прикрывает его рукой;
- Ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;
- Ребенок трет глаза в процессе чтения, после непродолжительного чтения; ребенок ведет пальцем по строчке при чтении; ребенок способен читать только в течение непродолжительного времени;
- Ребенок жалуется на головные боли и переутомление глаз;
- Тошнота и головокружение при зрительной нагрузке;
- Укачивание;
- Двоение в глазах.
Что можете сделать Вы
При возникновении симптомов необходимо показать ребенка врачу.
Что может сделать врач
Офтальмолог наблюдает за здоровьем ребенка и историей развития дефектов зрения; проводит тесты на остроту зрения, ошибки в результате неадекватной рефракции глаза, на близорукость, дальнозоркость, астигматизм, затуманенное зрение, косоглазие, координацию зрению, способность глаза фокусироваться, контроль в движении глаза, пространственное зрение и реакцию на цвет. Врач обязан провести всестороннее обследование, выписать очки, контактные линзы или назначить терапевтическое лечение.
Профилактические меры при нарушении зрения у детей
- Чтобы выявить потенциальную проблему на ранней стадии, дети должны проходить обследование у окулиста, начиная с младенчества и дошкольного возраста. Регулярно, как минимум раз в год, показывайте своего ребенка специалисту.
- При занятиях с ребенком держите игрушки на расстоянии не менее 30 сантиметров от глаз, подвешивайте движущиеся предметы также на рекомендованном расстоянии.
- Не храните лекарства и химию в зоне доступа детей во избежание травм.
- Не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей; в помещении не помещайте кроватку напротив слепящего света; на прогулках используйте коляску с тентом или надевайте ребенку чепчик;
- Коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм, которые он сам может себе нанести, или одевайте ему рукавицы;
- Протирайте глаза ребенку, начиная с внутреннего уголка глаза; в целях личной гигиены всегда используйте чистые салфетки.
- Обеспечьте правильное освещение над рабочим столом ребенка, мебель должна быть нужной высоты для обеспечения правильной осанки.
- В моменты сильной концентрации внимания давайте ребенку и его глазам периодически отдыхать, особенно при видеоиграх или на компьютере; если Ваш ребенок проводит много времени за компьютером, проконсультируйтесь с офтальмологом, как можно избежать возможных проблем со зрением.
Источник: https://www.vidal.ru/encyclopedia/oftalmologiya/narusheniya-zreniya-u-detei
Виды нарушения зрения у детей, Почему у ребенка падает зрение
Зрительные нарушения могут проявляться в младенчестве в виде: • утраты красного рефлекса вследствие катаракты; • белого рефлекса зрачка вследствие ретиноблас-томы, катаракты или РПН; • отсутствия ответной улыбки через 6 нед после нормального появления на свет; • недостаточного глазного контакта с родителями; • зрительного невнимания; • редких движений глаз; • нистагма;
• косоглазия, фотофобии.
Тяжёлое нарушение зрения
Эта патология встречается у 1 на 1000 новорождённых в Великобритании. но в развивающихся странах этот показатель выше. Тяжёлое нарушение зрения в семейном анамнезе, задержка развития или очень сильная недоношенность увеличивают риск появления подобных отклонений у младенца.
В развитых странах около 50% грубых нарушений зрения генетически обусловлены, в развивающихся странах превалируют приобретённые причины, такие как инфекция.
В случае нарушения зрения кортикального происхождения (вследствие повреждения головного мозга), результаты исследования глаз, включая зрачковые рефлексы, могут не отличаться от нормы.
Немногие случаи тяжёлого нарушения зрения излечимы, однако раннее их распознавание важно, так как некоторые проявления необходимо начинать лечить как можно раньше, в результате можно во многом помочь ребёнку и его родителям.
Родители ребёнка с частичной потерей зрения или тяжёлым зрительным нарушением нуждаются в специальных знаниях относительно того, как обеспечить ему невизуальную стимуляцию, используя речь и прикосновение, безопасную домашнюю обстановку и как развить у ребёнка уверенность в себе.
В Великобритании это обычно осуществляют коррекционные педагоги для детей с нарушенным зрением. Педагоги проводят занятия как в дошкольном, так и школьном возрасте.
Дети с частичной потерей зрения могут посещать общеобразовательную школу, однако им требуется специальная помощь в виде таких средств, как линзы с фильтрами, увеличительные стекла с высокой разрешающей способностью, а также маленькие телескопические установки и компьютеры. Детям со значительным нарушением зрения необходимо проходить обучение в специальной школе.
Некоторых следует учить читать по системе Брайля. У многих детей с тяжёлыми нарушениями зрения наблюдается только одна зрительная патология, однако, по крайней мере, ещё у половины есть дополнительные проблемы с нервным развитием.
Косоглазие (strabismus) у ребенка
При этом часто встречаемом нарушении происходит неправильное сведение зрительных осей. Здесь может быть полезен анамнез, так как косоглазие часто бывает непостоянным.
Родители обычно оказываются правы, когда сообщают об отклонении глаз. Косоглазие может встречаться в семейном анамнезе. Новорождённые младенцы часто производят впечатление, будто у них косоглазие.
В младшем возрасте и старше выраженная складка эпикантуса может вводить в заблуждение (псевдокосоглазие).
Каждого младенца в возрасте старше 2 мес с косоглазием направляют к специалисту для офтальмологического осмотра. Косоглазие часто бывает вызвано невозможностью развития бинокулярного зрения вследствие аномалий клинической рефракции, однако необходимо исключить катаракту, ретинобластому и другие интраокулярные причины.
Виды косоглазия. • Содружественное (непаралитическое, обычное) — возникает вследствие клинической аномалий рефракции в одном или обоих глазах, которое часто корригируется ношением очков, хотя может требовать и хирургического вмешательства.
Этот вид косоглазия особенно часто встречается у детей с задержкой нервного развития. Косящий глаз чаще всего отклонён кнутри (сходящееся косоглазие), но может быть и кнаружи (расходящееся косоглазие), или, редко, отмечают вертикальную девиацию.
• Паралитическое (редкое) — следствие паралича глазодвигательных нервов. Стремительное начало — плохой признак из-за возможного скрытого объёмного поражения, такого как опухоль головного мозга.
Тест на корнеальный световой рефлекс. Тест светового рефлекса для неспециалиста используют для обнаружения косоглазия.
Проще всего использовать ручной фонарик, держа его на расстоянии так, чтобы он давал отражение в обеих роговых оболочках одновременно. Световое отражение должно появиться в одном и том же месте в обоих глазах.
Если этого не происходит, говорят о косоглазии. Однако незначительно выраженное косоглазие бывает трудно обнаружить.
Тест с заслонкой. Когда есть косоглазие и ведущий глаз закрыт заслонкой, косящий глаз движется для поддержания фиксации. Интерес ребёнка можно привлечь игрушкой или светом.
Тест следует проводить на близком (33 см) и отдалённом (по крайней мере, 6 м) расстоянии, так как определённые виды косоглазия проявляются только на одном расстоянии. Закрывать глаз следует карточкой либо пластиковой заслонкой.
Эти тесты провести непросто, и надёжные результаты лучше всего получить у ортометриста или офтальмолога.
Нарушения рефракции у детей
Гиперметропия. Это наиболее распространённый вид клинической рефракции у маленьких детей, и её следует рано корректировать, чтобы избежать необратимого снижения остроты зрения (амблиопии). Чаще она сопровождает косоглазие, но встречается и без него.
Миопия. Она возникает относительно редко у маленьких детей и в меньшей степени способна вызвать амблиопию, если только не является выраженной или односторонней.
Амблиопия. Это потенциально постоянное снижение остроты зрения, при отсутствии чёткого изображения на сетчатке. Она встречается у 2-3% детей, в большинстве случаев поражение одностороннее, редко затрагивает оба глаза.
Амблиопию могут вызывать любые помехи развитию зрения, такие как односторонние или двусторонние аномалии клинической рефракции, косоглазие или зрительная депривация, например птоз или катаракта.
Лечение — коррекция любой клинической рефракции с помощью очков вместе с наложением повязки на ведущий глаз для того, чтобы «ленивый» глаз работал и таким образом улучшалось зрение.
Так продолжают, пока зрение на «ленивом» глазу не достигнет оптимальной величины. Чем дольше задерживают лечение, тем меньше вероятность того, что будет достигнуто нормальное зрение.
Раннее лечение очень важно, так как у детей старше 7 лет улучшение маловероятно.
Часто требуется значительное подбадривание и поддержка и ребёнку, и родителям, ведь маленькому ребёнку часто не нравится, когда у него на глазу повязка, особенно если зрение на открытом глазу плохое.
Зрение. • Аномальные движения глаз у новорождённого младенца или отсутствие ответной улыбки в течение 6 нед после нормального срока появления — может ли ребёнок видеть? • Каждый ребёнок с косоглазием (любым) после 2 мес направляется на офтальмологический осмотр.
• Сходящееся косоглазие — часто встречается, обычно возникает вследствие аномалий клинической рефракции в одном или обоих глазах.
• Паралитическое косоглазие — редко встречается, обычно является следствием паралича глазодвигательных нервов; если начало стремительное, необходимо рассмотреть возможность наличия объёмного образования головного мозга.
• Тесты на косоглазие — тест на корнеальный световой рефлекс (отражение) для неспециалиста, тест с заслонкой для специалиста.
Источник: http://razvitielife.ru/bolezni-u-detej/lechenie/4078-vidy-narusheniya-zreniya-u-detej-pochemu-u-rebenka-padaet-zrenie
Нарушение зрения у детей – причины и диагностика
Нарушения связанные со зрением выражаются как в полной (слепота), так и в неполной (слабовидение) потере видения, причем количество слабовидящих значительно больше, чем слепых.
Основными причинами являются поражения зрительного нерва или соответствующих структур головного мозга.
Из этой статьи вы узнаете, какими могут быть причины болезней, а также о том, какая существует профилактика заболеваний.
Нарушение осложнено плохо сформированными понятиями об основных движениях, это снижает двигательную активность детей, сдерживает развитие естественных потребностей.
Ориентирование в пространстве детей с нарушением зрения
Умение хорошо ориентироваться в пространстве играет важную роль. Развитие малышей предусматривает ориентацию в пространстве с помощью формирования специальных заданий и упражнений. Важная роль отводится строевым упражнениям, перестроениям и построениям.
Строевые упражнения помогают научиться ориентироваться в пространстве, формируют правильную осанку, воспитывают организованность.
Необходимо добиваться, чтобы команды и замечания поступали из разных углов зала, площадки, а упражнения нужно выполнять в специальных условиях, формируя у ребенка необходимые умения и навыки.
Координация движений ребенка с нарушением зрения
Многие специалисты указывают, что проблемы со зрением часто приводит к существенному ухудшению скорости, точности, ритма и координации движений. Это проявляется тогда, когда дети выполняют плохо знакомые упражнения или выполняют их в непривычных условиях. Опыт работы доказывает, то выполняя специальные упражнения и задания можно развить у детей ритм, координацию и точность движений.
Развитие детей с нарушением зрения
Главные задачи воспитания:
- улучшение состояния здоровья;
- физическое развитие;
- формирование интереса к разным двигательным действиям;
- воспитание личностных качеств;
- обеспечение подготовки к школе.
Развитие такого ребенка помимо общих задач физического воспитания предусматривает выполнение специальных задач с учетом их познавательной деятельности и предыдущего опыта движений:
- увеличение активности с помощью создания условий, позволяющих преодолеть скованность движений;
- формирование двигательных умений на основе деятельности сохранных анализаторов;
- корректировка недостатков в физическом развитии;
- воспитание позитивной мотивации и двигательной деятельности, преодоление неуверенности.
Работа по воспитанию детей с нарушениями зрения предусматривает:
Развитие навыков ориентации в пространстве:
- ориентировка на себя (знание частей тела);
- ориентировка в спортзале (знакомство с залом, требованиями безопасного передвижения);
- определение направления (перемещения, повороты);
- ориентирование с помощью слухового и тактильного анализаторов.
Корректировка вторичных дефектов:
- исправление плоскостопия, осанки;
- корректировка скованности движений;
- формирование позитивного интереса к двигательной деятельности.
Развитие зрительных функций:
- прослеживающие функции глаза;
- глазомера;
- гимнастика для глаз с целью снятия утомления.
Организация двигательной активности должна учитывать рекомендации офтальмолога о зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативные последствия для зрения с помощью неправильно подобранных упражнений.
Что нужно о причинах нарушения зрения?
- Основные причины могут быть наследственными.
- Способность видеть может быть нарушено в результате инфекции дородового периода.
- Ухудшение видимости может произойти и из-за особенностей развития малыша после рождения.
Главное, вовремя провести медицинское обследование.
По итогам обследования малышу, у которого диагностированы проблемы со зрением, может быть назначено медикаментозное лечение, направленное главным образом на улучшение питания сетчатки глаза.
При недоразвитии зрительных центров головного мозга или сбоя проводимости зрительных нервов в ряде случаев, для предотвращения развития тяжелых дефектов зрения, может быть рекомендовано хирургическое вмешательство.
Профилактика нарушений зрения у детей
Для всех детей с отклонениями в развитии, начиная с самого раннего возраста большое значение, имеет гигиена. Известно, что любое общее заболевание, и в первую очередь инфекции (корь, скарлатина и др.), ослабляет организм и глаза.
Ослабление видения в периоды общего ухудшения здоровья требует при работе с малышом особого подхода к нему.
В частности, рекомендуется избегать во время обострения заболеваний большой зрительной нагрузки: следует уменьшить мощность осветительных приборов, предложить более крупные игрушки, повесить шторы от прямого солнечного света, заменить разглядывание картинок рассказыванием сказок.
Гигиена для профилактики зрения
Если вы не хотите чтобы нарушилось зрение сына и дочки, соблюдайте общие гигиенические правила и профилактику:
- Следите, чтобы игрушки и картинки не располагались на близком расстоянии от глаз, а рабочая поверхность их была хорошо освещена и располагалась перпендикулярно направлению взгляда.
- Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на глаза и предотвратить проблем со зрением, прикройте яркие источники света абажурами.
- Проблемы со зрением могут возникнуть из-за питания. Чтобы уберечь малыша от заболеваний глаз включите в его рацион продукты, богатые витамином А (морковь, сливочное масло, яичные желтки, печень).
- Оберегайте глаза от травм и инфекций, следите, чтобы малыш не ударялся головой о твердые предметы.
В качестве профилактики у ребенка со стойкими нарушениями зрения с самого раннего возраста необходимо активизировать деятельность всех остальных органов: чувств, слуха, осязания, а также постоянно включать в работу остаточное зрение. С первых месяцев жизни малыша важно постоянно поддерживать с ним эмоциональный контакт, обогащать его опыт прикосновениями и ощущениями движения.
Для профилактики надо часто менять положение его тела, поглаживать, проводить гимнастику, привлекая внимание малыша к возникающим при этом ощущениям. Ребенка, у которого диагностировано отсутствие способности видеть, следует, как можно раньше учить ощупывать различные предметы.
Взрослые при этом обязательно должны называть эти предметы, чтобы образы предметов запечатлелись в его памяти.
Чем вызвано нарушение детского зрения?
Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому когда у маленьких мальчиков и девочек закладываются основы психики (социальной, общественной), сбой зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.
Обычно проблемы со зрением обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если их сын или дочка испытывают следующие нарушения зрения:
- не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;
- подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;
- не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;
- длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;
- повредил глаз острым предметом;
- сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.
Как предотвратить проблемы со зрением?
Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.
Причины быть сокрыты в ослаблении здоровья. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов – эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.
А пока способность видеть не восстановилась, вы должны предпринять следующее для устранения нарушения:
- Обеспечьте нормальное освещение “игрового поля”.
- Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.
- Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).
- В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)
- По рекомендации окулиста используйте различные элементы глазной гимнастики.
Все эти мероприятия при временных ухудшениях не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию малыша.
Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием глаз со стороны окулиста. Специалист, оценив опасность предложит программу лечения.
Воспитание детей с нарушениями зрения
В воспитательной работе старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации.
При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Как известно, основными компенсаторами недостатков зрения, являются слух, осязание и мышечное чувство.
- Прежде всего, учите своего ребенка слушать. Предоставьте в его распоряжение «звучащие» игрушки и предметы. Во время занятий обязательно знакомьте малыша с их названиями. Чаще, чем с обычными малышами, вступайте с ним в речевое общение по поводу звуков (“громче – значит ближе”) и их источников (“слышишь, это едет машина”). Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что происходит вокруг (“прилетела синичка”), комментируйте его и свои действия (“мама моет тарелку”), вместе слушайте и обсуждайте музыку (“как громко играет труба!”) При манипулировании слабовидящего ребенка предметами и игрушками давайте им “осязательную” характеристику. Так же как и при развитии слуха, соотносите объект с его словесным обозначением (“это мишка, он мягкий”). Обогащайте осязательный опыт малыша, у которого выявлены нарушения, предоставляя в его исследовательское распоряжение разнообразные по качеству поверхности.
- Формирование обслуживающих навыков у слабовидящего мальчика или девочки сопровождается развитием его мышечного чувства. Поэтому обучение поднесению ложки ко рту уже само по себе является хорошей тренировкой. Но при этом не следует пренебрегать возможностями специальных занятий по развитию у слабовидящих детей ощущения собственного тела. Такие занятия проводятся в игровой форме (“два притопа, три прихлопа”). Они обязательно сопровождаются речью взрослого, его речевыми инструкциями (“подними руку еще выше”). Каждое упражнение должно иметь звуковое (“Молодец!”) или осязательное (ласковое прикосновение) поощрение.
- У малыша, у которого диагностировано нарушение зрения, формируйте представление о строении тела. Дотрагиваясь до частей тела ребенка, называйте их (“это ножка”). Возьмите малыша за руку и покажите, где эти части тела находятся у вас (“это мамина голова”). Чтобы научить его есть ложкой, возьмите его руку в свою и управляйте его движениями. Делайте это до тех пор, пока он не освоит нужные действия.
Причины потери зрения
Как правило, резкая полная потеря способности видеть в раннем возрасте происходит в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.
Если у малыша происходит постепенное необратимое ухудшение зрения, которое определяется только специалистами, то остаточное видение необходимо использовать, прежде всего, для ускорения развития речи и мышления, для создания в памяти опорной системы зрительных образов и их словесных обозначений. Важно своевременно познакомить малыша с цветовой гаммой и ее особенностями (светло-зеленый, ярко-красный). Зрительные образы необходимо обязательно сочетать с осязательными и звуковыми впечатлениями («это кошка, она пушистая и мяукает»).
Как проводится диагностика нарушения зрения у ребенка?
Источник: http://www.medmoon.ru/rebenok/narushenije_zrenija_u_detei.html