Иллюзия сетки германа — все о зрении

Не верьте своим глазам: Путеводитель по оптическим иллюзиям

Попробуйте представить, что эволюция жизни на планете пошла другим путём и животные (в том числе и мы с вами) не смогли обзавестись таким чувством, как зрение. Не получается? Неудивительно — мы так привыкли полагаться на свои глаза, что даже не можем вообразить себе, каким бы был окружающий мир без оптической составляющей.

При всей важности зрения, оно не так уж совершенно — скажем, некоторые сочетания сигналов способны «перехитрить» мозг (как известно, «видим» мы нейронами, а не глазами), заставив человека путаться в размерах предметов или угадывать «движение» в статическом изображении.

Теперь, внимание! Сядьте поудобнее, «выключите» все чувства кроме зрения и сосредоточьтесь на экране — речь пойдёт об оптических иллюзиях.

Классические оптические иллюзии

История оптических иллюзий насчитывает не одну тысячу лет, ещё в 350 году до нашей эры Аристотель писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их всё же легко обмануть».

Великий мыслитель заметил, что если некоторое время смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на неподвижный горный склон, может показаться, будто скалы движутся в направлении, противоположном потоку.

Современные исследователи называют этот оптический феномен эффектом последействия движения или иллюзией водопада.

Когда мы наблюдаем за потоком воды, часть нейронов в нашем мозге адаптируется к однонаправленному перемещению световых сигналов, в результате, глядя после водопада на статический объект, мы некоторое время продолжаем «видеть» движение, только в обратном направлении.

Иллюзия восприятия относительных размеров

Иллюзия Эббингауза

В XIX-м веке началось активное изучение свойств восприятия и особенностей органов чувств человека. Именно тогда исследователями были разработаны оптические иллюзии, которые сейчас считаются классическими, в первую очередь — иллюзия Эббингауза.

Даже если вы не слишком интересуетесь историей психологии, она вам наверняка знакома, взгляните на рисунок.

Вы, конечно, понимаете, что размеры оранжевых кругов одинаковы, так как видели такие иллюзии тысячу раз, но глаза по-прежнему вам врут — на доли секунды возникает ощущение, они всё-таки разные.

Мозг человека определяет размеры предметов и изображений, исходя из величины смежных объектов и неизбежно попадает в ловушку — на фоне крупных чёрных кругов оранжевый кажется меньшим, чем рядом с маленькими кружками.

Иллюзия восприятия глубины

Иллюзия Пончо

Итальянский психолог Марио Понцо в начале XX-го века одним из первых среди учёных продемонстрировал миру, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона. Итальянец разработал классическую иллюзию, которая сейчас носит его имя.

Иллюзия Понцо выглядит очень просто — между двумя наклонными линиями расположены две одинаковые горизонтальные, при этом одна из них воспринимается, как более длинная. Наклонные линии создают перспективу, мозг полагает, что верхняя горизонтальная линия расположена «дальше», чем нижняя и делает поправку на «расстояние» — за счёт этого и возникает любопытный эффект.

«Волшебные» линии Мюллера-Лайера

Иллюзия Мюллера-Лайера

Другая хрестоматийная оптическая иллюзия, которой более ста лет — иллюзия Мюллера-Лайера. Её суть также достаточно проста — на рисунке изображены линии со стрелками на концах, большей кажется та, что обрамлена «хвостами» стрел.

Учёные до сих пор спорят о механизме возникновения иллюзии, в настоящее время наиболее популярна следующая трактовка.

Три сходящиеся линии мозг интерпретирует в качестве части трёхмерного объекта, при этом линии, образующие «остриё» воспринимаются как более близкий объект (скажем, угол здания при взгляде снаружи).

«Хвостовые» стрелки в свою очередь, создают иллюзию удалённого объекта («угол комнаты»). Как и в случае с иллюзией Понцо, мозг «компенсирует расстояние» до объекта, в результате чего линии видятся разными.

Загадка Гельмгольца

Иллюзия Гельмгольца

Сюрпризы мозгу преподносят не только сходящиеся линии, но и параллельные вертикальные или горизонтальные. В конце XIX-го века немецкий физик и физиолог Герман фон Гельмгольц показал, что расчерченный горизонтальными линиями квадрат выглядит шире и ниже, чем точно такой же, но составленный из вертикальных линий.

Открытый Гельмгольцем феномен широко используется в производстве одежды, однако вопреки распространённому заблуждению, горизонтальные полоски на свитерах и платьях не «полнят», а строго наоборот — зрительно делают фигуру уже и выше.

В модных глянцевых журнала часто встречаются советы вроде: «Носите одежду с вертикальными полосками, чтобы выглядеть стройнее», однако наука безжалостно это опровергает.

Взгляните на иллюзию Гельмгольца и сами убедитесь в том, что эффект прямо противоположен.

Стоит отметить, что этот оптический обман изучен вдоль и поперёк, однако учёные пока не могут прийти к единому мнению о механизмах его возникновения.

Николас Уйэд

Классические ранние иллюзии перевернули представления людей об окружающем мире — как оказалось, «верить своим глазам» можно далеко не всегда.

Николас Уйэд, специалист по истории оптических иллюзий из университета Данди (Шотландия) уверен, что обманы зрения сыграли заметную роль в изучении свойств восприятия: «Создавая иллюзии, учёные осознали, что даже понимание механизма работы глаз не даёт целостного представления о природе зрения».

Уэйд отмечает, что пионеры создания оптических иллюзий делали попытки объединить их одной общей теорией, однако они не увенчались успехом. Как позже обнаружилось, реакции человеческого мозга на оптические иллюзии гораздо сложнее и разнообразнее, чем виделось исследователям на рубеже XIX-го и XX-го столетий.

Иллюзии в XX-м веке

В «век войн и революций» человечество стало свидетелем множества прорывов в представлениях о природе оптических иллюзий. Достижения науки и техники дали специалистам возможность иначе взглянуть на проблему.

Скажем, эксперименты Торстена Визеля и Дэвида Хьюбела доказали, что за восприятие различных зон зрительного поля отвечают разные нейроны — за это открытие исследователям в 1981-м году вручили Нобелевскую премию по медицине.

Дэвид Хьюбел и Торстен Визель

Чуть позже учёных за зрительные искажения взялись художники — в 1950-х годах появилось целое направление в искусстве, посвящённое оптическим иллюзиям, оно получило название оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»). Одним из основоположников оп-арта считается французский художник и скульптор Виктор Вазарели, его работы часто приводят в качестве ярких примеров оптических иллюзий.

Иллюзии нашего времени

В начале XXI-го века интерес к зрительным искажениям продолжает расти — появляются новые научные теории, с помощью которых учёные пытаются объяснить механизмы возникновения оптических иллюзий.

Согласно одной из них, искажения происходят из-за того, что человеческий мозг постоянно «предсказывает» изображение, чтобы компенсировать задержку между самим событием и моментом его восприятия.

Для примера — пока вы читаете эту статью, ваш мозг обрабатывает световые сигналы, поступающие от компьютерного монитора или экрана гаджета. На это требуется определённое время, поэтому вы в некотором роде видите не настоящее, а прошлое.

Нейробиолог Марк Чангизи полагает, что именно попытками мозга «предвидеть» картинку объясняются некоторые зрительные искажения.

Иллюзия Геринга

Эксперименты Чангизи и его коллег из Калифорнийского технологического института показывают, что этой теории не противоречит ни одна из классических оптических иллюзий. В числе наиболее показательных примеров «предсказания» изображения мозгом Чангизи называет знаменитую иллюзию Геринга.

Когда человек движется вперёд, видимые им объекты движутся по радиальным линиям, поэтому мозг склонен воспринимать подобные изображения как признак перемещения в пространстве.

«Эти механизмы отлично работают в реальной жизни, но они же заставляют мозг ошибаться, когда человек видит радиальные линии и при этом остаётся на месте» — отмечает исследователь.

Куб Неккера и другие «капризы» мозга

Куб Неккера

Изобретение магнитно-резонансной томографии стало настоящим подарком для исследователей оптических иллюзий — наука наконец-то смогла хотя бы в общих чертах понять, что происходит в мозге человека при их восприятии.

Так, изучая мозговую деятельность человека, глядящего на куб Неккера, учёные сделали вывод, что мозг неоднозначно воспринимает глубину изображения.

Нейроны будто «спорят» между собой, какую картинку следует считать «истинной», в результате наблюдатель видит куб то в одном положении, то в другом.

Схожим образом дело обстоит и с другой известной оптической иллюзией — так называемой сеткой Германа.

Взгляните на изображение — боковым зрением вы «видите» серые точки на пересечении белых линий, но стоит сфокусировать взгляд на одной «серой точке», как она тут же «исчезает».

Согласно одному из наиболее популярных среди учёных объяснений этого явления, среди нейронов идёт непрерывная «борьба» за обработку тёмных и светлых участков изображения, что и заставляет человека «замечать» мерцающие точки.

Новейшие представления об иллюзиях

Благодаря современным методам исследований человечество знает, что за восприятие оттенков цвета, форм предметов и их перемещения в пространстве отвечают разные участки мозга, но каким образом мы получаем целостное изображение, во многом остаётся загадкой. Энтузиасты разрабатывают всё новые и новые способы обмануть зрение, переосмысливая и дополняя классические иллюзии. Глядя на них, мы прилежно «позволяем» собственному мозгу ввести нас в заблуждение, а в итоге появляется больше вопросов, чем ответов.

В наше время интерес к проблеме столь высок, что на протяжении вот уже десяти лет специалисты ежегодно проводят конкурс на лучшую оптическую иллюзию.

Скажем, в 2014-м году эту награду получила динамичная иллюзия Эббингауза, которая гораздо убедительнее обманывает зрение, чем классический статичный вариант.

По словам невролога Сюзанны Мартинес-Конде, входящей в состав жюри конкурса, за счёт постоянного изменения размеров смежных объектов эффект новой иллюзии в несколько раз сильнее, чем у неподвижного изображения, предложенного Германом Эббингаузом.

Мартинес-Конде признаёт, что большая часть современных исследований оптических иллюзий основывается на работе, проделанной учёными XIX-го века. Скажем, Герман Гельмгольц первым понял, что человеческие глаза постоянно совершают быстрые согласованные движения, так называемые саккады.

Чтобы понять о чём речь, закройте один глаз и слегка надавите пальцем на нижнее веко другого — «картинка», которую видит ваш мозг тут же придёт в движение.

В обычной жизни мы не замечаем этих микроскопических «подёргиваний», потому что мозг давным-давно научился сглаживать изображение, но когда он сталкивается с непривычной ситуацией (механическое воздействие на глазное яблоко), саккады проявляют себя во всей красе.

По мнению Сюзанны, именно саккады играют ключевую роль в знаменитой иллюзии «Вращающиеся змеи», которую разработал японский психиатр Акиоши Китаока.

В ходе экспериментов со «Змеями» Мартинес-Конде и её коллеги выяснили, что при взгляде на иллюзию активизируются те же нейроны, что и при взгляде из окна быстро движущегося поезда, когда кажется, что пейзаж «едет мимо», а не наоборот.

При этом, если с помощью некоторых ухищрений заставить наблюдателя прекратить саккады, иллюзия исчезает.

Иллюзия «Вращающиеся змеи»

Невролог объясняет это следующим образом: видимость движения во «Вращающихся змеях» создаётся за счёт большого количества оптической информации, поступающей в разные участки сетчатки глаз.

Определённое сочетание световых сигналов обманывает мозг, заставляя его воспринимать статическое изображение, как динамичное.

Саккады постоянно обновляют «картинку», не давая мозгу адаптироваться к ней, если же они приостанавливаются, через некоторое время уходит и иллюзия движения.

Как и многие другие специалисты по оптическим иллюзиям, Сюзанна Мартинес-Конде уверена — далеко не все механизмы зрительного восприятия открыты, а те, что уже известны, пока не слишком хорошо изучены. Это значит только одно — не стоит слепо верить своим глазам, они вас ещё не раз обманут.

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Источник: https://www.factroom.ru/life/science/optical-illusions-guide

11 оптических иллюзий, которые обманут ваш мозг

Феномен оптических иллюзий — источник для бесконечных исследований учёных и споров интернет-пользователей. Посмотрите на эту подборку оптических иллюзий и убедитесь, что мозг вас обманывает.

1. Спираль Фрейзера

Эту иллюзию придумал британский психолог Джеймс Фрейзер и опубликовал ее в 1908 году в «Британском журнале психологии». Глядя на картинку, вам кажется, что на ней одна линия, которая спиралью стремится к центру, уходя в воронку. Ваши глаза вас обманывают. Проведите по «спирали» пальцем, вы обнаружите, что на картинке кругов разных размеров.

2. Бливет или невозможный трезубец

Бливет, он же невозможный трезубец или дьявольские вилы — яркий пример геометрической иллюзии. Кажется, что три цилиндрических стержня превращаются в два бруска. Это, конечно же, не так. Эту фигуру не получится понять, потому что её просто не существует.

3. Иллюзия Лудимара Германна

Эту оптическую иллюзию открыл Лудимар Германн в 1870 году, во время чтения трудов Джона Тиндаля о звуке. Когда вы смотрите на картинку, то видите, как на пересечении светлых линий, расположенных на черном фоне, появляются серые пятна. Эти пятна-призраки исчезают, если смотреть прямо на место пересечения.

4. Иллюзия крутящихся колёс

Глядя на эту картинку, вам покажется, что колёса на ней крутятся, причём в разные стороны. А если вы пристально посмотрите на какое-то одно колесо, то оно крутиться перестанет, в отличие от всех остальных.

5. Иллюзия Джастроу

Фигура В кажется вам больше фигуры А, но на самом деле на рисунке изображены абсолютно идентичные по размеру и форме фигуры, расположенные особым образом. Проверьте сами. Иллюзия была открыта американским психологом Джозефом Джастроу.

6. Треугольник Пенроуза

Этот невозможный треугольник был открыт в 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом, который изобразил его в виде набора кубиков. В 1980 году этот вариант невозможного треугольника был напечатан на шведских почтовых марках. 

Читайте также:  Укусили в глаз - что делать? - все о зрении

7. Иллюзия Эббингауза

Иллюзия о восприятии относительных размеров названа по имени открывшего её немецкого психолога Германа Эббингауза. Второе её название — круги Титченера. На картинке два оранжевых круга одинакового размера, но нам так не кажется, потому что вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками.

8. Треугольник Канижа

Итальянский физиолог Гаэтано Канижа нарисовал комбинацию из различных геометрических фигур, чтобы доказать, что люди видят окружающую действительность не такой, какая она есть, а через особые фильтры — ментальные модели. Вы видите на рисунке белый треугольник? Однако среди этих фигур его нет.

9. Иллюзия движения

Расположенные особым образом предметы создают иллюзия движения и типичный обман зрения. Если не фокусировать глаза на рисунке будет казаться, что изображение двигается.

10. Иллюзия от Сальвадора Дали

Посмотрите на изображение внимательно. Отвернитесь и посмотрите ещё раз. Вы видите пожилую пару или песни под гитару? 

11. Угасающая иллюзия Нинье

Угасающая иллюзия Нинье — одна из разновидностей «сетки Германа», оптической иллюзии, обнаруженной немецким физиологом Людимаром Германом в 1870 году. На картинке изображено 12 точек и считается, что человек не может увидеть их все одновременно.

В 2016 году эта картинка, опубликованная в твиттере Уиллом Керслейком, буквально взорвала Интернет. Автор поста предложил попробовать увидеть все 12 чёрных точек, изображённых на картинке.

Большинство комментаторов пришли к выводу, что это невозможно — видно лишь три или четыре точки за раз. Однако один из пользователей заявил: «Моя жена смогла рассмотреть все 12 точек. Мне кажется, что она ведьма!».

Пост с «12 черными точками» набрал по 35 тысяч ретвитов и лайков. 

А сколько вы видите точек одновременно?

Источник: https://www.ridus.ru/news/247042

Иллюзии зрения или оптические иллюзии. 60 примеров

Иллюзии зрения или оптические иллюзии. Видеть то, чего не может быть…

Что такое иллюзии зрения зрения?

Иллюзии зрения или оптические иллюзии — это несоответствие между фактическим зрительным восприятием и ожидаемыми свойствами предмета — когда мы видим то, чего в действительности не может быть.

Загадку улыбки знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи тоже можно объяснить оптической иллюзией.

Дина Голден, специалист по человеческой мимике утверждает, что то появляющуюся, то исчезающую улыбку Джоконды можно объяснить тем фактом, что художник запечатлел улыбку Моны Лизы в момент ее зарождения.

Мимический момент неучтойчив и поэтому человеческий мозг пытается интуитивно довершить это действие.

Обман зрения или оптические иллюзии можно разделить на физиологические и физические.

Физиологические иллюзии связаны с работой органов чувств — иллюзии возникновения цвета или движения, отсутствующие в реальной действительности.

Физические связаны с объективными законами физики — мираж, радуга, северное сияние, преломление соломинки в стакане воды. Кроме двух основных групп можно еще выделить:

  • пространственные иллюзии
  • невозможные животные
  • иллюзии, разрушающие пространство
  • визуальные галлюцинации. 

Глаза

Глаза представляют собой орган зрения, благодаря которому мы можем видеть. Мы можем контролировать глаза, например, закрыв их, в отличие от других органов восприятия  — ушей и носа.

Глаза фиксируют предметы и передают информацию о них в мозг через зрительный нерв. Есть два интересных факта:

  •  постоянное моргание с интервалом  от 2-х до 10-ти секунд, не мешает восприятию
  •  глаза видят 2 двухмерных изображения, а в итоге мы воспринимаем вещи трехмерными

Визуальные галлюцинации

К визуальным галлюцинациям относятся: появление ореолов вокруг объектов, визуальное перемещение, образование штрихов света, длительные неясные остаточные изображения, вспышки яркого света, визуальный снег и еще целый список симптомов, при обнаружении которых следует обратиться к врачу.

Физиологические иллюзии

 Физиологические иллюзии обмана зрения связаны с работой органов чувств (иллюзии возникновения цвета, блеска или движения, которых нет в реальной действительности. К физиологическим иллюзиям так же относятся изображения, которые остаются на сетчатке глаза после того как мы смотрим на яркий свет (лампочка или свеча, например).

Иллюзия Германа

Иллюзия Германа

На пересечениях белых полос видны маленькие серые пятна, хотя на самом деле, пятен нет. Эта иллюзия была открыта Людимаром Германом в 1870 году. Иллюзию Германа можно объяснить тем, что светотеневые рецепторы глаза конкурируют и подавляют друг друга. Поэтому при скольжении глаза от темного к светлому участку мы и видим серые пятна.

Слепое пятно. Кота нарисовал Альбер Дюбуа

Закройте правый глаз и посмотрите на нарисованного кота с расстояния 20-30 см.

Переведите взгляд на нос кота и медленно двигайте рисунок (придется предварительно распечатать) вперед-назад до тех, пока муха не исчезнет. Исчезновение мухи объясняется объясняется слепым пятном на сетчатке глаза.

Слепое пятно — это область не чувствительная к свету в месте где рецепторы идущие от нервных волокон собираются в зрительный нерв.

Бинокулярное соперничество

Посмотрите на представленную красно-зеленую сетку. Через некоторое время вы будете видеть вместо сетки только зеленые полосы, а затем — только красные. Этот феномен открыл  Б. Бриз в 1899 году. Объясняется иллюзия обмана зрения, открытая Б. Бризом тем, что при наличие двух стимулов (в нашем случае это зеленый и красный цвета), один из них начинает доминировать, а другой подавляется.

Иллюзия кафе «wall»

На первый взгляд кажется, что красные линии между прямоугольниками наклонены и изогнуты, хотя на самом деле они параллельны. Иллюзию обнаружил Р. Грегори в Бристоле в кафе Wall. Иллюзии обмана зрения кафе wall заключается в том, что параллельные линии, пересеченные множеством коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися.                                 

Соперничество сетчатки

Прикоснитесь кончиком носа к белому треугольнику, одновременно глядя на цветные круги. Два круга сольются в один. Будет казаться, что цвета перемешались, хотя на самом деле вы поочередно воспринимаете то один, то другой цвет. Такие иллюзии обмана зрения возникают вследствие соперничества клетчатки — поочередное восприятие каждым глазом различных раздражителей. 

Для того, чтобы эксперимент был успешным, размер всего изображения должен быть примерно 10х10 см.

Иллюзия движения

На пересечениях белых полос видны маленькие серые пятна, хотя на самом деле, пятен нет. Эта иллюзия была открыта Людимаром Германом в 1870 году. Иллюзию Германа можно объяснить тем, что светотеневые рецепторы глаза конкурируют и подавляют друг друга. Поэтому при скольжении глаза от темного к светлому участку мы и видим серые пятна.

Иллюзия движения

Иллюзия движения

Иллюзия вращения

Иллюзия вращения

Иллюзия вращения

Иллюзия сияния

Пространственные иллюзии обмана зрения

В палаццо Спада в Риме архитектор Франческо Борромини создал интересную оптическую иллюзию — измененную перспективу,  когда убывающие ряды колонн и поднимающийся пол создают впечатление галереи длиной 37 метров (на самом деле ее длина – всего 8 метров). Человек, появляющийся в конце коридора кажется гигантом, а скульптуры 60 см в высоту, кажутся размером с человеческий рост. В создании этой иллюзии великому архитектору помогал математик.

Паразительное впечатление создается благодаря наклонному полу, постепенному уменьшению высоты колонн и самого коридора. Посмотрите на схематическое изображение коридора сбоку и сверху.

Невозможными фигурами называются те иллюзии обмана зрения, которые не могут существовать в физическом мире, а вот на бумаге выглядят вполне реально.

Невозможный трезубец

Невозможный трезубец — самая знаменитая из невозможных фигур. Три круглых зубца постепенно превращаются в два прямоугольных. Хотя, если горизонтально разделить трезубец на 2 части, то обе они будут вполне понятными объектами. Сверху — два прямоугольных зубца, снизу — три круглых.

«Невозможность» трезубца достигается благодаря:

  • смены переднего и заднего планов
  • переходу плоских граней вверху трезубца в объемные (круглые) внизу

Невозможный трезубец появился практически одновременно в различных изданиях в середине 60-х годов прошлого века. Наиболее известная иллюстрация Нормана Минго (Norman Mingo) была напечатана на обложке журнала «MAD» в марте 1965 года.

Был открыт еще в 1935 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом, избразившем его в виде набора кубиков. Но известность приобрел после публикации статьи Роджера Пенроуза в 1958 о невозможных фигурах, где был изображен в виде трех балок, соединенных вместе.

Невозможный треугольник возможен! Его скульптура есть в Немецком техническом музее и в городе Перт в Австралии.

Треугольник Пенроуза в г. Перт, Австралия

Треугольник Пенроуза в Немецком техническом музее

Треугольник Пенроуза в Немецком техническом музее

В зависимости от того, с какой стороны смотреть, бруски будут лежать или рядом или друг на друге.

 На картине Маурица Карнелиса Эшера «Бельведер» сидящий на скамье юноша держит в руках абсурдное подобие куба. Он задумчиво раз­глядывает этот непостижимый предмет, в то время, как за его спиной построен не менее непостижимый бельведер.

  На полу нижней площадки стоит лестница, на которую взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытыми небом.

А вот до заключенного, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу, ни кому нет дела.

Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их невозможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет, передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу.

Изображение кирпичной церкви, построенной в деревушке Йорверт легло в основу одной из оптических головоломок. Центральное вертикальное ребро является одновременно и ближним и дальним углом сооружения. Нижняя часть изображения — вид башни изнутри, верхняя часть — вид башни снаружи.

Невозможная лестница

Три или четыре?

Невозможная скамейка

Невозможное колесо

Невозможное окно

Невозможная дверь

Невозможная дверь

Невозможная лестница

Иллюзии зрения, разрушающие пространство

Комната Эймса

В 1934 году американским офтальмологом Альбертом Эймсом была спроектирована комната неправильной формы. Спереди она выглядит как вполне обычная комната кубической формы, хотя на самом деле, комната трапециевидная. Стены, пол и потолок наклонены  а правый угол находится гораздо ближе к зашедшему в комнату наблюдателю, чем левый, или наоборот.

В результате такой оптической иллюзии человек стоящий в одном углы кажется гигантом, а стоящий в другом — карликом.

Принцип комнаты Эймса широко используется в телевидении для создания спецффектов, связанных с размером.

Строение комнаты Эймса

Комната Эймса

Комната Эймса

Невозможные животные

Сколько динозавриков?

автор невозможного слона — психолог Стенфорд Роджер Шепард

Сколько ног у жирафа?

Невозможная змея

Сколько щенков?

Собака-перевертыш

Невозможный трезубец

Иллюзии зрения в искусстве

Джузеппе Арчимбольдо в 1590 году написал натюрморт из овощей, перевернув который можно увидеть человеческое лицо.

На картинке в стиле ванитас изображены Пьеро и Коломбина, но присмотревшись вы можете уведеть череп. 

Известная картина мексиканского художника Октавио Окампо изображает Дон Кихота, но если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть не только Дон Кихота, но и Санчо Панса. 

На загадочном портрете генерала, художника Октавио Окампо, изображено 9 человек! Попробуйте их найти!

Что вы видите? Портрет Оскара Уайлда или женщин в поле? Автор — Игорь Лысенко.

Читайте также:  Сыворотка для ресниц - все о зрении

В музее Сальвадора Дали в Фигерасе представлена инсталляция в виде портрета Мерилин Монро. Пространство, заполненное разрозненными элементами, побуждает зрительные ассофиации.

Даже рисуя поздравительную открытку Сальвадор Дали не удержался, и придал изображению двойной смысл, добавив несколько штрихов ручкой и краской.

На литографии «Недоумевающая лиса», созданной Натаниелем Курьером и Джеймсом Мерритом Ивсом в 1872-ом году гораздо больше персонажей, чем кажется на первый взгляд. Попытайтесь найти лошадь, вепря, ягненка и несколько мужских и женских лиц. 

На этой картинке с первого взгляда можно увидеть четырех голодных птенцов и их мать. На самом деле, здесь изображено не 5 птиц, а 10! Присмотритесь повнимательнее, и Вы увидите, что каждый клюв, это еще и отдельная птица.

Старики или поющие мексиканцы?

Можете найти 3 лица?

Молодая или старая женщина?

Эти люди ссорятся?

А если перевернуть картинку?

Два лица в профиль или силуэт вазы?

 Елена Лебедева, графический дизайнер и преподаватель компьютерной графики

Источник: http://solla.site/2017/obman-zreniya/

Иллюзия сетки Германа

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Зрительные иллюзии (версия Миг)

Оптические иллюзии (более узко — зрительные иллюзии) — ошибки в зрительном восприятии.

Могут быть вызваны:

  • (1) Неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота, и др.);
  • (2) Оптические, «физические» иллюзии, которые вызываются физическими причинами, и потому могут быть сфотографированы (примеры: мираж, «сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой и др.).

Причины зрительных иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.

В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Маурица Эшера.

Некоторые зрительные иллюзии изучались в рамках гештальт-психологии.

Содержание

Иллюзии восприятия цвета [ править ]

Рассмотрение вопросов иллюзий восприятия цвета связано в первую очередь с работой колбочек сетчатки глаза.

Известно, что на сетчатке глаза (рецепторный уровень) возникает оптическое изображение не в цвете, а в виде оппонентно выделенных самых ярких биосигналов S,M,L — КЗС, которые отправляются в мозг, а в зрительных отделах мозга создаются оптические изображения в цвете и стерео (Бинокулярное зрение (версия Миг)), которые бывают и иллюзорными. Это наиболее объективно объясняется процессом физиологического торможения. [5]

Одна из иллюзий описана в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно. [6]

Объяснение с точки зрения физиологического торможения [ править ]

В сетке двух групп иллюзий Германа и Маха иллюзии лучше объясняются с точки зрения биологической — физиологическим торможением (см. рис.И). В рецептивном поле сетчатки под действием света рецепторам легче конкурировать друг с другом, чтобы стать активными.

Это было использовано, чтобы объяснить, почему мы видим группы повышенной яркости на краю — разницу в цвете при просмотре полос Маха. Это происходит в случае как только фоторецептор активно тормозит прилегающие фоторецепторы. Это торможение создает контраст, выделение краев.

В Hermann сетке появляется иллюзия, когда серые пятна появляются на пересечении из-за тормозящей реакции, которая возникает как результат при повышении тёмного окружении. [7]

В нейробиологии — физиологическое (латеральное) торможение — это способность возбужденного нейрона снизить активность своих соседей. Латеральное торможение запрещает распространение потенциалов действия из возбужденных нейронов в соседние нейроны в боковом направлении. Это создает контраст в стимуляции, что позволяет увеличить чувственное восприятие.

Латеральное торможение также упоминается в качестве боковых антагонизмов (противостояний) и происходит в основном в зрительных процессах, (также в тактильных, слуховыех и даже обонятельных). (См. рис.Л). [8] Клетки, которые используют латеральное торможение появляются в первую очередь в коре головного мозга и таламусе.

И создаются также в боковых ингибирующих сетях (LINs). [9] , [10]

Восприятие глубины [ править ]

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одно-выпуклые (-вогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или позразумеваемого) освещения.

Источник: http://traditio.wiki/%D0%97%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B8_(%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%B8%D0%B3)

11 оптических иллюзий в интерфейсах

Перевод материала продуктового дизайнера Балрадж Чана о том, как использовать эффект оптических иллюзий в логотипах и иллюстрациях.

Иллюзия бисекции треугольника

Иконки, имеющие сложную геометрию и нестандартные пропорции, вводят в заблуждение. Не все иконки в наборе симметричны, идеальны до пикселя или поддерживают согласованное соотношение сторон. Некоторые из них требуют прямого вмешательства, в первую очередь кнопки воспроизведения.

Размещение треугольника в контейнере с закруглёнными или прямыми углами приводит к тому, что элемент оказывается оптически смещённым. Причина этого — эффект, известный как иллюзия бисекции треугольника.

Центр тяжести треугольника рассчитывается на основе его минимального ограничивающего прямоугольника. Поэтому, если бы вы поставили точку ровно посередине высоты равностороннего треугольника, оптически она бы казалась намного дальше, чем в центре.

Есть две теории возникновения этой иллюзии:

Иллюзия содержит указатели перспективы, которые увеличивают воспринимаемый размер более отдалённых объектов. Например, равносторонний треугольник воспринимается как плоская картина дороги в перспективе с вершиной, лежащей в бесконечности, и основанием в качестве ближайшей к зрителю широкой части дороги.

Если зрителю предложат найти центр треугольника, он в итоге покажет на центроид, который имеет равные площади выше и ниже себя. Центроид равностороннего треугольника лежит значительно ниже точки его центра, часто зрители выбирают компромисс между ними.

Чтобы треугольник внутри своего контейнера выглядел оптически центрированным, нужно найти центроид треугольника: вычислить точку пересечения линий, соединяющих каждую вершину с серединой противоположной стороны. Вот формула, которую вы можете использовать:

Центроид может располагаться на расстоянии одной третьей от каждой стороны до противоположной вершины. Этот метод также применим к другим фигурам.

Вертикально-горизонтальная иллюзия

Источник: https://zdorovjavam.ru/o-glazah/illyuziya-setki-germana

Обман зрения — картинки иллюзии с пояснениями

Обман зрения — картинки иллюзии с пояснениями

Не относитесь  серьезно к оптическим иллюзиям, пытаясь понять и разгадать их, просто так работает наше зрение. Так человеческий мозг обрабатывает видимый свет отраженный картинок.

Необычные формы и сочетания  этих картинок позволяют добиться обманчивого восприятия, в результате которого кажется, что предмет движется, меняет цвет или возникает дополнительная картинка.

Все изображения сопровождаются  пояснениями: как и сколько нужно смотреть на картинку, чтобы увидеть то, чего нет на самом деле.

Для начала, одна из самых обсуждаемых иллюзий в сети — 12 чёрных точек. Фишка в том, что вы не можете увидеть их одновременно. Научное объяснение этому феномену обнаружено немецким физиологом Людимаром Германом в 1870 году. Человеческий глаз перестает видеть полную картину из-за латерального торможения в сетчатке.

Эти  фигуры движутся с одинаковой скоростью, но наше зрение говорит нам об обратном. На первой гифке четыре фигуры движутся одновременно пока они примыкают друг к другу.

После разъединения возникает иллюзия, что они движутся по черно белым полоскам независимо друг от друга.

После исчезновения зебры на второй картинке можно убедится в синхронности перемещения желтого и синего прямоугольников.

Внимательно смотрите на черную точку в центре фото пока таймер отсчитывает 15 секунд, после чего черно белое изображение станет цветным, то есть трава зеленой, небо голубым и так далее. Но если вы не будете пялиться в эту точку (чтобы себя развеселить), то картинка останется черно белой.

Не отрываясь смотрите на крестик и вы увидите, как по фиолетовым кружкам побежит зеленое пятно, а потом они совсем исчезнут.

Если долго смотреть на зеленую точку, то желтые точки исчезнут.

Пристально смотрите на черную точку и серая полоса внезапно станет синей.

Если разрезать плитку шоколада 5 на 5 и переставить все куски в показанном порядке, то появится лишний кусочек шоколада. Проделайте этот трюк с обычной шоколадкой и она никогда не закончится. (Шутка).

Из этой же серии.

Сосчитайте футболистов. Теперь подождите 10 секунд. Упс! Части картинки всё те же, но куда-то исчез один футболист!

Чередование черных и белых квадратиков в составе четырех кругов создает иллюзию спирали.

Если смотреть в середину этой анимационной картинки, то пойдете по коридору быстрее, если перевести взгляд вправо или влево, то медленней.

На белом фоне серая полоса выглядит однородной, но стоит белому фону смениться, как серая полоса сразу приобретает множество оттенков.

Лёгким движением руки вращающийся квадрат превращается в хаотично движущиеся линии.

Анимация получается в результате накладывания на рисунок черной сетки. На наших глазах статичные предметы начинают двигаться. Даже кошка реагирует на это движение.

Если смотреть на крестик в центре картинки, то периферическое зрение превратит   звездные лица голливудских актеров  в уродов.

Две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система человека рассматривает два изображения как часть единственной сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

В какую сторону едет поезд в метро?

Вот так простым изменением цвета можно добиться того, что картинка  оживёт.

Смотрим ровно 30 секунд не моргая, затем переводим взгляд на чье-нибудь лицо, предмет или на другую картинку.

Разминка для глаз… или для мозга.  После перестановки частей треугольника, внезапно, появляется свободное место.
Ответ прост: на самом деле фигура не является треугольником, «гипотенуза» нижнего треугольника представляет собой ломаную линию. Это можно определить по клеткам.

На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall (Стена) в Бристоле. Поэтому этот парадокс называется «Стена в кафе».

Смотрите тридцать секунд на середину картинки, после чего переместите взгляд на потолок или белую стену и поморгайте. Кого вы увидели?

Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о том, как стоит стул. Иллюзия обусловлена оригинальной конструкцией стула.

Английское NO (НЕТ) превращается в YES (ДА) с помощью изогнутых букв.

Каждый из этих кругов вращается против часовой стрелки, но если зафиксировать взгляд на одном из них, то будет казаться, что второй круг вращается по часовой стрелке.

3 D рисунок на асфальте

В  какую  сторону  вращается  колесо  обозрения? Если посмотреть налево, то по часовой стрелке, если налево, то против часовой стрелки. Возможно у вас будет наоборот.

В это трудно поверить, но квадраты в центре неподвижны.

Читайте также:  Дальнозоркость – это плюс или минус? - все о зрении

Обе сигареты, на самом деле, одинакового размера. Просто наложите на монитор  две линейки к сигаретам сверху и снизу.  Линейки будут параллельны.

Аналогичная иллюзия. Конечно же, эти сферы одинаковы!

Капельки колышутся и “плывут”, хотя на самом деле они остаются на своих местах, а движутся только колонны на заднем фоне.

Источник: http://ktotak.ru/blog/obman_zrenija_kartinki_illjuzii_s_pojasnenijami/2015-07-21-57

Не верьте своим глазам

Сядьте поудобнее, «выключите» все чувства кроме зрения и сосредоточьтесь на экране — речь пойдёт об оптических иллюзиях.
Классические оптические иллюзии
История оптических иллюзий насчитывает не одну тысячу лет, ещё в 350 году до нашей эры Аристотель писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их всё же легко обмануть».

Великий мыслитель заметил, что если некоторое время смотреть на водопад, а затем перевести взгляд на неподвижный горный склон, может показаться, будто скалы движутся в направлении, противоположном потоку. Современные исследователи называют этот оптический феномен эффектом последействия движения или иллюзией водопада.

Когда мы наблюдаем за потоком воды, часть нейронов в нашем мозге адаптируется к однонаправленному перемещению световых сигналов, в результате, глядя после водопада на статический объект, мы некоторое время продолжаем «видеть» движение, только в обратном направлении.

Иллюзия восприятия относительных размеров В XIX-м веке началось активное изучение свойств восприятия и особенностей органов чувств человека. Именно тогда исследователями были разработаны оптические иллюзии, которые сейчас считаются классическими, в первую очередь — иллюзия Эббингауза.

Даже если вы не слишком интересуетесь историей психологии, она вам наверняка знакома, взгляните на рисунок. Вы, конечно, понимаете, что размеры оранжевых кругов одинаковы, так как видели такие иллюзии тысячу раз, но глаза по-прежнему вам врут — на доли секунды возникает ощущение, они всё-таки разные.

Мозг человека определяет размеры предметов и изображений, исходя из величины смежных объектов и неизбежно попадает в ловушку — на фоне крупных чёрных кругов оранжевый кажется меньшим, чем рядом с маленькими кружками.

Иллюзия восприятия глубины

Итальянский психолог Марио Понцо в начале XX-го века одним из первых среди учёных продемонстрировал миру, что на восприятие размеров предметов влияют не только смежные объекты, но и глубина фона. Итальянец разработал классическую иллюзию, которая сейчас носит его имя. Иллюзия Понцо выглядит очень просто — между двумя наклонными линиями расположены две одинаковые горизонтальные, при этом одна из них воспринимается, как более длинная. Наклонные линии создают перспективу, мозг полагает, что верхняя горизонтальная линия расположена «дальше», чем нижняя и делает поправку на «расстояние» — за счёт этого и возникает любопытный эффект.

«Волшебные» линии Мюллера-Лайера

Другая хрестоматийная оптическая иллюзия, которой более ста лет — иллюзия Мюллера-Лайера. Её суть также достаточно проста — на рисунке изображены линии со стрелками на концах, большей кажется та, что обрамлена «хвостами» стрел. Учёные до сих пор спорят о механизме возникновения иллюзии, в настоящее время наиболее популярна следующая трактовка. Три сходящиеся линии мозг интерпретирует в качестве части трёхмерного объекта, при этом линии, образующие «остриё» воспринимаются как более близкий объект (скажем, угол здания при взгляде снаружи). «Хвостовые» стрелки в свою очередь, создают иллюзию удалённого объекта («угол комнаты»). Как и в случае с иллюзией Понцо, мозг «компенсирует расстояние» до объекта, в результате чего линии видятся разными.

Загадка Гельмгольца

Сюрпризы мозгу преподносят не только сходящиеся линии, но и параллельные вертикальные или горизонтальные. В конце XIX-го века немецкий физик и физиолог Герман фон Гельмгольц показал, что расчерченный горизонтальными линиями квадрат выглядит шире и ниже, чем точно такой же, но составленный из вертикальных линий. Открытый Гельмгольцем феномен широко используется в производстве одежды, однако вопреки распространённому заблуждению, горизонтальные полоски на свитерах и платьях не «полнят», а строго наоборот — зрительно делают фигуру уже и выше. В модных глянцевых журнала часто встречаются советы вроде: «Носите одежду с вертикальными полосками, чтобы выглядеть стройнее», однако наука безжалостно это опровергает. Взгляните на иллюзию Гельмгольца и сами убедитесь в том, что эффект прямо противоположен. Стоит отметить, что этот оптический обман изучен вдоль и поперёк, однако учёные пока не могут прийти к единому мнению о механизмах его возникновения.Николас Уйэд Классические ранние иллюзии перевернули представления людей об окружающем мире — как оказалось, «верить своим глазам» можно далеко не всегда. Николас Уйэд, специалист по истории оптических иллюзий из университета Данди (Шотландия) уверен, что обманы зрения сыграли заметную роль в изучении свойств восприятия: «Создавая иллюзии, учёные осознали, что даже понимание механизма работы глаз не даёт целостного представления о природе зрения». Уэйд отмечает, что пионеры создания оптических иллюзий делали попытки объединить их одной общей теорией, однако они не увенчались успехом. Как позже обнаружилось, реакции человеческого мозга на оптические иллюзии гораздо сложнее и разнообразнее, чем виделось исследователям на рубеже XIX-го и XX-го столетий.

Иллюзии в XX-м веке

В «век войн и революций» человечество стало свидетелем множества прорывов в представлениях о природе оптических иллюзий. Достижения науки и техники дали специалистам возможность иначе взглянуть на проблему.

Скажем, эксперименты Торстена Визеля и Дэвида Хьюбела доказали, что за восприятие различных зон зрительного поля отвечают разные нейроны — за это открытие исследователям в 1981-м году вручили Нобелевскую премию по медицине.

Дэвид Хьюбел и Торстен Визель Чуть позже учёных за зрительные искажения взялись художники — в 1950-х годах появилось целое направление в искусстве, посвящённое оптическим иллюзиям, оно получило название оп-арт (от англ. optical art — «оптическое искусство»).

Одним из основоположников оп-арта считается французский художник и скульптор Виктор Вазарели, его работы часто приводят в качестве ярких примеров оптических иллюзий.

Иллюзии нашего времени

В начале XXI-го века интерес к зрительным искажениям продолжает расти — появляются новые научные теории, с помощью которых учёные пытаются объяснить механизмы возникновения оптических иллюзий.

Согласно одной из них, искажения происходят из-за того, что человеческий мозг постоянно «предсказывает» изображение, чтобы компенсировать задержку между самим событием и моментом его восприятия. Для примера — пока вы читаете эту статью, ваш мозг обрабатывает световые сигналы, поступающие от компьютерного монитора или экрана гаджета.

На это требуется определённое время, поэтому вы в некотором роде видите не настоящее, а прошлое. Нейробиолог Марк Чангизи полагает, что именно попытками мозга «предвидеть» картинку объясняются некоторые зрительные искажения.

Эксперименты Чангизи и его коллег из Калифорнийского технологического института показывают, что этой теории не противоречит ни одна из классических оптических иллюзий. В числе наиболее показательных примеров «предсказания» изображения мозгом Чангизи называет знаменитую иллюзию Геринга.

Когда человек движется вперёд, видимые им объекты движутся по радиальным линиям, поэтому мозг склонен воспринимать подобные изображения как признак перемещения в пространстве. «Эти механизмы отлично работают в реальной жизни, но они же заставляют мозг ошибаться, когда человек видит радиальные линии и при этом остаётся на месте» — отмечает исследователь.

Куб Неккера и другие «капризы» мозга

Изобретение магнитно-резонансной томографии стало настоящим подарком для исследователей оптических иллюзий — наука наконец-то смогла хотя бы в общих чертах понять, что происходит в мозге человека при их восприятии. Так, изучая мозговую деятельность человека, глядящего на куб Неккера, учёные сделали вывод, что мозг неоднозначно воспринимает глубину изображения. Нейроны будто «спорят» между собой, какую картинку следует считать «истинной», в результате наблюдатель видит куб то в одном положении, то в другом. Схожим образом дело обстоит и с другой известной оптической иллюзией — так называемой сеткой Германа. Взгляните на изображение — боковым зрением вы «видите» серые точки на пересечении белых линий, но стоит сфокусировать взгляд на одной «серой точке», как она тут же «исчезает». Согласно одному из наиболее популярных среди учёных объяснений этого явления, среди нейронов идёт непрерывная «борьба» за обработку тёмных и светлых участков изображения, что и заставляет человека «замечать» мерцающие точки.

Новейшие представления об иллюзиях

Благодаря современным методам исследований человечество знает, что за восприятие оттенков цвета, форм предметов и их перемещения в пространстве отвечают разные участки мозга, но каким образом мы получаем целостное изображение, во многом остаётся загадкой. Энтузиасты разрабатывают всё новые и новые способы обмануть зрение, переосмысливая и дополняя классические иллюзии.

Глядя на них, мы прилежно «позволяем» собственному мозгу ввести нас в заблуждение, а в итоге появляется больше вопросов, чем ответов. В наше время интерес к проблеме столь высок, что на протяжении вот уже десяти лет специалисты ежегодно проводят конкурс на лучшую оптическую иллюзию.

Скажем, в 2014-м году эту награду получила динамичная иллюзия Эббингауза, которая гораздо убедительнее обманывает зрение, чем классический статичный вариант.

По словам невролога Сюзанны Мартинес-Конде, входящей в состав жюри конкурса, за счёт постоянного изменения размеров смежных объектов эффект новой иллюзии в несколько раз сильнее, чем у неподвижного изображения, предложенного Германом Эббингаузом.

Мартинес-Конде признаёт, что большая часть современных исследований оптических иллюзий основывается на работе, проделанной учёными XIX-го века. Скажем, Герман Гельмгольц первым понял, что человеческие глаза постоянно совершают быстрые согласованные движения, так называемые саккады.

Чтобы понять о чём речь, закройте один глаз и слегка надавите пальцем на нижнее веко другого — «картинка», которую видит ваш мозг тут же придёт в движение.

В обычной жизни мы не замечаем этих микроскопических «подёргиваний», потому что мозг давным-давно научился сглаживать изображение, но когда он сталкивается с непривычной ситуацией (механическое воздействие на глазное яблоко), саккады проявляют себя во всей красе.

По мнению Сюзанны, именно саккады играют ключевую роль в знаменитой иллюзии «Вращающиеся змеи», которую разработал японский психиатр Акиоши Китаока.

В ходе экспериментов со «Змеями» Мартинес-Конде и её коллеги выяснили, что при взгляде на иллюзию активизируются те же нейроны, что и при взгляде из окна быстро движущегося поезда, когда кажется, что пейзаж «едет мимо», а не наоборот. При этом, если с помощью некоторых ухищрений заставить наблюдателя прекратить саккады, иллюзия исчезает.Невролог объясняет это следующим образом: видимость движения во «Вращающихся змеях» создаётся за счёт большого количества оптической информации, поступающей в разные участки сетчатки глаз. Определённое сочетание световых сигналов обманывает мозг, заставляя его воспринимать статическое изображение, как динамичное. Саккады постоянно обновляют «картинку», не давая мозгу адаптироваться к ней, если же они приостанавливаются, через некоторое время уходит и иллюзия движения.

Как и многие другие специалисты по оптическим иллюзиям, Сюзанна Мартинес-Конде уверена — далеко не все механизмы зрительного восприятия открыты, а те, что уже известны, пока не слишком хорошо изучены. Это значит только одно — не стоит слепо верить своим глазам, они вас ещё не раз обманут.

Источник: http://klikabol.com/2015/02/ne-verte-svoim-glazam.html

Ссылка на основную публикацию