Феномен ложного зрения поможет лучше понять принцип работы мозга
Специалисты нескольких научных центров из США вознамерились доказать, что человек в полной темноте может видеть свои собственные руки. Привлекший внимание исследователей эффект можно наблюдать в обыденной жизни без всякого оборудования.
У многих людей есть способность видеть едва заметный абрис своей руки даже в абсолютной темноте, когда настоящее зрение бесполезно в принципе.
Ученые решили выяснить, насколько часто встречается эта способность и в каких условиях может проявляться наиболее отчетливо.
В процессе научных экспериментов, специалисты надевали на добровольных участников разные типы повязок: одни из них полностью задерживал свет, а другие – блокировали свет, также полностью.
Как объяснили испытуемым, это требовалось для детального изучения восприятия двигающихся объектов в условиях слабой освещенности. При этом каждого из 129 участников просили провести рукой перед завязанными глазами и описать свои ощущения.
Выяснилось, что некоторые испытуемые видели нечеткий силуэт руки, даже при том, что все повязки были непрозрачны.
Конечно, эти сообщения легко было списать на ошибки в эксперименте, однако как тогда объяснить, что люди в «практически непрозрачных, но все-таки пропускающих немного света» повязках видели собственные руки чаще, тех, кому достались «абсолютно непрозрачные повязки».
Повторив эксперимент несколько раз в разных группах испытуемых, но немного разнообразив вариации, ученые убедились, что вероятность «увидеть» руку практически целиком зависела от ожиданий участников.
В продолжение эксперимента, исследователи оставили часть добровольцев в темной комнате и повторили опыты там, используя специальную инфракрасную систему, которая отслеживала перемещение глаз испытуемых.
Данные наблюдения показали, что когда перед глазами участников проводили посторонними предметами (рукой исследователя либо картонным силуэтом руки), люди ничего не видели, соответственно их глаза не отслеживали посторонний объект. Однако, когда участников предупреждали, что в помещении будет «очень слабое освещение», то руки свои они видели, в противовес тем, кому объявили правду: в комнате нет света вообще.
Некоторым особняком в исследовании стояла серия экспериментов с участием людей-синестетов, у которых все чувства переплетены очень тесно. Многие из таких людей утверждают, что способны видеть запахи, звуки и даже абстрактные объекты.
Способность эта встречается достаточно редко, правда в научной лаборатории университета Рочестера (организатора исследования), работала лаборант Линдсей Бронненкант, обладающая синестезией. Она утверждала, что даже цифры и буквы имеют для нее индивидуальную окраску.
В процессе опыта ее описания были особенно конкретными, то есть она видела не просто смутную тень, а полноценный силуэт в отблеске слабого света.
Другие люди-синестеты, которых разыскали в нескольких странах, поведали о схожих эффектах. Они вполне отчетливо видели движения собственных рук в темноте (к примеру, утверждали, что различают даже пальцы, а не только нечеткие очертания).
К тому же наблюдения за движения их глаз выявили явные отличия от прочих испытуемых: синестеты отслеживали невидимую руку, плавно ведя за нею глазами, словно рука была видимой на самом деле.
Лишенные же синестезии участники двигали свой взгляд некоторыми рывками, так как мозг на самом деле не получал зрительной информации от сетчатки и не мог обеспечить плавного отслеживания конечности.
Специалисты утверждают, что тщательное изучение феномена ложного зрения даст возможность лучше понять, как мозг способен обрабатывать сенсорную информацию, а затем соотносить между собой информационные данные разных модальностей.
Источник: http://proglaza.ru/eyesnews/551-loznoe-zrenie-i-rabota-mozga.html
Улучшение зрения без очков по методу Бейтса
Техники восстановления зрения
помоги себе сам
Уже неоднократно говорилось о том, что зрение является функцией не только глаз, но и мозга. Здесь наблюдается фундаментальное расхождение взглядов между традиционными офтальмологами и последователями метода Бейтса. Окулисты довольствуются лечением глаз, воспринимая их лишь как оптические инструменты, искажения в работе которых можно исправить вспомогательными линзами.
Любой преподаватель метода Бейтса сочтёт такой взгляд ошибочным. Ведь взаимосвязь между глазами и головным мозгом очевидна, хотя и довольно сложна. Мы уже видели, как можно улучшить зрение с помощью воображения, памяти и положительного психологического настроя. В этой главе мы глубже исследуем связь между глазами и разумом, чтобы в дальнейшем работать над улучшением зрения.
Бессознательное зрение
Одним из первых эффектов тренинга по методу Бейтса является осознание того, в каком именно состоянии находится ваше зрение. Вы становитесь более чутким по отношению к работе своих глаз и более внимательным к ощущениям, которые ускользали от вас раньше — при ношении очков.
Особенно это касается такого феномена, как бессознательное зрение.
Этот термин применяется к той части зрительного процесса, которая происходит до того, как в работу включается сознание.
Когда вы смотрите на что-то, информация, поступающая от сетчатки, подвергается значительной обработке, прежде чем осознаётся нами.
Даже если сетчатка работает совершенно нормально, восприятия образа не может быть, пока сознание не будет готово принять поступившую информацию.
Согласно гипотезе Бейтса, нарушения зрения часто возникают из-за эмоциональных проблем, в числе которых — бессознательное нежелание видеть.
С точки зрения возникновения аномалий рефракции нежелание видеть можно сравнить с нежеланием ходить или говорить, наблюдаемым при некоторых психических заболеваниях.
Мозг блокирует реакции организма, и человеку действительно трудно (иногда даже невозможно) ходить, говорить — или фокусировать взгляд.
Мозг может блокировать процесс зрения и иначе. Иногда он возводит некий барьер между подсознанием и сознанием. В таком случае даже при нормальной работе глаз посылаемые ими сигналы попадают в сознание в искажённом виде либо вовсе не доходят.
Полезно представлять этот барьер, словно он создан из особого вещества, способного менять свою консистенцию в зависимости от бессознательных желаний мозга.
Когда зрение превосходно, это означает, что барьер совершенно жидкий и сигналы легко проходят сквозь него, но когда зрение ухудшается, вещество барьера как будто становится более густым, замедляя прохождение сигналов или не пропуская их вовсе.
Таким образом, мы видим, что мозг может блокировать зрительный процесс двумя способами. Первый связан с вмешательством в механику зрения, а второй — с установлением барьера между подсознанием и сознанием.
Блокировка первого типа, как правило, легче поддаётся исправлению. После нескольких недель тренинга по методу Бейтса человек зачастую начинает переживать кратковременные проблески идеального или близкого к идеальному зрения.
Проблески хорошего зрения возникают тогда, когда глаза и мозг работают слаженно и гармонично, не встречая помех ни со стороны сознания, ни со стороны подсознания. Поначалу воодушевление и удивление, вызываемые этими проблесками, вовлекают в процесс сознание, вследствие чего негативные зрительные навыки возвращаются и мешают прогрессу.
Зачастую проблески бывают настолько неуловимыми, что человек с трудом их замечает. Во время проблесков блокировки обоих типов временно исчезают.
Поскольку блокировка первого типа преодолевается, как правило, легче, чем блокировка второго типа, иногда возникают моменты, когда работа глаз улучшается, но сигналы, посылаемые ими, не могут пройти сквозь барьер. В такие моменты как раз и возникает феномен бессознательного зрения — информация в системе зрения имеется, но не распознаётся.
Приведу пример из личного опыта. Как-то раз я шёл по улице и обратил внимание на номер машины, припаркованной довольно далеко от меня. Из-за близорукости я не мог ничего видеть — номер представлялся мне расплывчатым пятном. Но совершенно непонятным образом я понял, какими должны быть две первые буквы номера.
Подойдя ближе, я с удивлением обнаружил, что оказался прав и даже третью букву почти угадал — то, что я принимал за «О», оказалось «С». Должно быть, у меня случился проблеск ясного зрения и я успел прочитать первые две буквы, а пока дошёл до третьей, фокусировка ухудшилась.
Информация о буквах — точная идентификация первых двух и смутное представление о третьей — была передана в мозг и зафиксировалась в форме интуитивной догадки.
Кто-то может возразить, что я мог видеть эту машину раньше и попросту запомнил первые буквы номера. Но как тогда объяснить тот факт, что то же самое случалось со мной неоднократно в совершенно незнакомых местах, и не только с номерными знаками, а с самыми разными надписями.
Интуитивное озарение
В приведённом выше примере я видел больше, чем предполагал. Занимаясь тренингом по методу Бейтса, вы убедитесь, что подобные вещи случаются часто и являются скорее чем-то обычным, нежели исключительным.
Когда вас озаряет интуитивная догадка о чем-либо, особенно если вам безразлично, окажется ли она верной, зачастую именно так и бывает.
В конце концов, угадывание составляет основу восприятия: мы всегда выбираем наиболее правдоподобное решение, основываясь на теории вероятности и жизненном опыте.
https://www.youtube.com/watch?v=ip8gF1CjayU
В сущности, восприятие есть не что иное, как ряд обоснованных догадок.
Преодоление барьера между подсознанием и сознанием можно ускорить, развивая процесс угадывания.
Бросьте мимолётный взгляд на какой-либо объект, находящийся в зоне расплывчатого зрения, например на костяшку домино или игральную карту. Закройте глаза и попробуйте угадать достоинство костяшки или карты.
Если ответ хотя бы отчасти правильный, вы сделаете шаг вперёд, если же ошибётесь, хуже вам от этого не станет.
Важно понимать, что в угадывании нет ничего плохого. Напротив, другой подход— несклонность доверять себе («поверю, когда увижу своими глазами») — гораздо хуже, так как идёт вразрез с самим процессом восприятия.
Описанное выше упражнение можно выполнять на протяжении всего дня при любой возможности, используя в качестве объектов уличные вывески, номерные знаки машин, рекламные плакаты. Технику интуитивного озарения можно организовать и как специальный тренинг.
В зависимости от того, близоруки вы или дальнозорки, держите объекты угадывания подальше от себя или на расстоянии вытянутой руки. Если у вас есть ассистент, пусть он помогает вам. Например, выбирает из колоды карту, на мгновение показывает её вам, а потом прячет. А вы должны угадать, что это за карта.
Можно использовать костяшки домино, фотографии, вырезки из журналов и т. п.
Ознакомление
Если восприятие представляет собой ряд обоснованных догадок, можно утверждать, что увидеть что-либо знакомое легче, чем незнакомое.
Вот почему опытный натуралист, работая с природой, замечает то, что для других остаётся невидимым.
Он замечает на дереве определённую птицу, потому что уже много раз видел её там раньше и хорошо знает, куда смотреть и что искать. Знакомство с изучаемым предметом снижает порог восприятия.
При этом максимальное знакомство с окружающей обстановкой способствует развитию наблюдательности.
Если вы выработаете в себе привычку аналитической наблюдательности, знакомство с объектами будет происходить быстро и незаметно, но полезно также специально изучать их, обращая внимание на детали, которые особенно важны и которые чаще всего приходится видеть.
Следует, например, внимательно изучать и запоминать лица родных и друзей. То же самое касается обстановки помещений, в которых вы живёте и работаете, транспортных средств, которыми вы регулярно пользуетесь, и т. д.
Возможно, вы думаете, что и так уже хорошо знакомы с самыми важными и самыми обычными объектами из всех — буквами, на которые вы прямо сейчас смотрите. Но довольно часто (особенно если зрение нарушено) обнаруживается, что человек имеет ошибочное представление о форме многих печатных букв, особенно строчных, а не заглавных.
Ради облегчения процесса чтения в дальнейшем и просто ради любопытства попробуйте исследовать каждую букву в отдельности, во всем разнообразии размеров и шрифтов, рассмотрите её с разных сторон и даже в перевёрнутом виде.
Наблюдайте и запоминайте формы и углы, причём не только самой буквы, но и белого пространства, прилегающего к ней или замыкаемого ею. Сравнивая каждую отдельную букву в прописной и строчной форме в разных стилях, попробуйте определить, что именно придаёт ей индивидуальность.
Что должен сохранить разработчик новых шрифтов, чтобы буква оставалась узнаваемой? Проделайте то же самое с цифрами, знаками препинания и прочими часто встречающимися символами, например %, @, *, & и т. д.
Поскольку знакомые объекты видеть легче, перед использованием проверочных таблиц, особенно если вы проверяете зрение самостоятельно и на таком расстоянии, при котором не все буквы видны отчётливо, рекомендуется предварительно ознакомиться с содержимым каждой строки и запомнить последовательность букв.
Пока вы в достаточной степени не изучите содержание проверочной таблицы, пользуйтесь для работы в «размытой зоне» числовой таблицей Г.
Другие методы визуализации
Данные упражнения, как и те, что были описаны ранее, способствуют укреплению взаимосвязи между памятью, воображением и зрением.
Первое упражнение связано с пальмингом и короткими перемещениями взгляда. Глядя на букву в проверочной таблице, представьте в одном из её углов маленькую точку более насыщенного чёрного цвета. Она должна быть как можно меньше, но поначалу вы можете представлять её в виде пятнышка, размеры которого следует постепенно уменьшать во время последующих занятий.
Переместите взгляд на противоположный угол буквы и также вообразите там чёрную точку. Во время перемещения взгляда замечайте «раскачивание» поля зрения. Повторите движение несколько раз, потом закройте глаза, прикройте их руками и продолжайте выполнять движения мысленным взором, по-прежнему осознавая «раскачивание». Откройте глаза и повторите упражнение ещё раз.
Вы должны понимать, что воображение и память используются здесь для имитации эффектов фовеального зрения, поскольку при хорошем зрении точка, рассматриваемая на букве, всегда кажется чернее всего остального.
Для усиления эффекта данного упражнения, выполняя пальминг, вообразите три точки, расположенные в ряд. Беспорядочно перемещайте взгляд между этими точками. «Раскачивание» в этом случае будет проявляться как видимое движение ряда точек влево или вправо.
Вообразите, что точки имеют интенсивный чёрный цвет, представьте, как вы рисуете их на листе бумаги кончиком кисточки, пропитанной чёрной тушью. Бумага белоснежна, а точки черны. Через какое-то время разорвите бумагу и выбросьте её. Нарисуйте новые точки, мельче предыдущих и расположенные ближе друг к другу.
Продолжайте ставить точки в своём воображаемом блокноте, пока они не станут настолько тонкими и чёрными, насколько это возможно.
В следующий раз нарисуйте воображаемым циркулем маленький кружок. Над ним и сбоку поставьте по чёрной точке. Переводите взгляд с одной точки на другую — и вы заметите «раскачивание» окружности. Можно также мысленно изобразить рядом двоеточие и точку с запятой и перемещать взгляд между четырьмя знаками, снова замечая «раскачивание» и хуже видя те знаки, на которые не обращён взгляд.
Вновь взяв воображаемый блокнот, представьте, что ваш нос заканчивается кистью или пером, пропитанным самым чёрным из существующих чернил. Нарисуйте на листе бумаги квадрат, производя движения головой.
Рисуя «носом», вы не сможете обеспечить такую же точность, как при рисовании рукой, поэтому проводите каждую линию несколько раз, пока не останетесь довольны результатом. Теперь вырвите этот лист из воображаемого блокнота и нарисуйте на следующем большой круг. Внутри большого круга изобразите маленький, как будто это втулка колеса.
Нарисуйте спицы, соединяющие втулку с ободом. Перелистнув страницу и заменив (по желанию) кисть на перо или наоборот, нарисуйте что-нибудь более сложное или напишите какую-либо фразу.
Техника письма «носом» может показаться смешной и нелепой, но она полезна для избавления от привычки фиксировать взгляд. Её можно практиковать даже с открытыми глазами. Например, когда вы разговариваете по телефону и при этом что-то бездумно пишете или рисуете, заставляйте глаза работать: следите взглядом за движением карандаша (либо другого пишущего предмета).
Здесь следует также сказать о том, что нельзя позволять глазам смотреть в пространство отсутствующим взглядом (это свойственно многим в состоянии задумчивости). Зрение дано нам для того, чтобы мы им пользовались. Если у глаз временно нет работы, закройте их, чтобы вся система зрения отдохнула.
Установка на хорошее зрение
Никогда не будет лишним повторить, что позитивные психологические установки в отношении зрения являются жизненно важной частью процесса «переобучения» глаз. При негативном, пессимистическом настрое никакой прогресс невозможен. Хотя порой и избыток оптимизма бывает вреден, поскольку не всегда ожидания оказываются оправданными, что создаёт почву для глубоких разочарований.
Интересная аналогия возникает, если сравнить зрение с другой сложной функцией организма — чувством равновесия.
Любой человек может пройти по узкому бревну, лежащему на земле, но очень немногие способны сделать это на высоте 5,10 или 50 метров. Почему? Ответ очевиден: обычный человек боится упасть.
Страх берет верх над чувством равновесия. Он перерастает в убеждение, и человек на самом деле падает.
Что-то похожее происходит, когда начинает ухудшаться зрение.
Обнаружив однажды, что мы не можем правильно фокусировать взгляд на определённом предмете в определённых обстоятельствах, мы начинаем бояться, что не сможем правильно сфокусировать его и в следующий раз.
Страх постепенно становится убеждением, которое берет на себя руководство процессом аккомодации. В результате страх и убеждение находят подтверждение и ещё больше укрепляются. Так возникает замкнутый круг, исключающий возможность исправления зрения.
В процессе тренинга по методу Бейтса вы должны относиться с определённой долей беспечности как к возможным успехам, так и к неудачам.
Если в какой-то момент вы не видите какой-либо объект достаточно чётко, даже если вчера или минуту назад видели его хорошо, это неважно. Кратковременные эффекты не так важны.
Аномалия рефракции развивалась у вас долгие годы, от неё невозможно избавиться в одночасье. Когда вы поверите, что зрение можно улучшить и метод Бейтса работает, вы заложите фундамент позитивного психологического настроя.
Источник: http://seeactive.by/books/barnes-bates-12.html
Ученые доказали: мозг доверяет зрению больше, чем слуху
Биоинженеры из университета штата Юта обнаружили, что наше восприятие речи может зависеть от зрения в большей степени, чем считалось ранее: при определенных условиях то, что вы видите, может отменить то, что вы слышите.
«Впервые мы смогли связать поступающий в мозг звуковой сигнал с разницей между тем, что человек, по его словам, слышит, и тем, что он слышит на самом деле, – говорит один из авторов нового исследования Эллиот Смит, аспирант кафедры биоинженерии и неврологии университета.
Мы обнаружили, что зрение влияет на отвечающий за слух участок мозга, изменяя ваше восприятие реальности, и вы не можете отключить иллюзию.
Люди думают, что между физическими явлениями в окружающем нас мире и нашим субъективным восприятием есть тесная связь, но на самом деле это не так».
При обработке речи мозг рассматривает как изображение, так и звук. Однако, если они немного различаются, визуальные сигналы доминируют над звуковыми.
Это явление назвали эффектом Мак-Герка в честь шотландского психолога Гарри Мак-Герка, который вел исследования связи между слухом и зрением при восприятии речи в 1970 году. Эффект Мак-Герка наблюдался в течение десятилетий, однако его природа оставалась непостижимой.
В новом исследовании команда университета Юты точно определила источник эффекта Мак-Герка путем записи и анализа сигналов мозга в височной коре, области мозга, которая обычно обрабатывает звук.
С помощью коллег Смит записал электрические сигналы с поверхности мозга четырех больных эпилепсией (двух мужчин и двух женщин). Эксперимент проводился на добровольцах с тяжелой формой эпилепсии, перенесших операцию для лечения своей болезни.
Испытуемых попросили смотреть и слушать видеозапись, сосредоточившись при этом на том, как двигаются губы человека, произносящего определенные слоги. Когда движения рта говорящего совпадали со звуком, который слышали участники теста, слог воспринимался ими правильно.
При очевидном несовпадении тестируемые воспринимали этот разрыв и также слышали слог правильно. Но если движение губ лишь слегка не соответствовало звучанию, то испытуемые слышали не тот слог, который произносился в действительности, а тот, который угадывался по движению губ.
Эта демонстрация эффекта Мак-Герка подтверждает, что зрение важнее слуха.
Измеряя электрические сигналы в мозгу испытуемых во время показа им видео, исследователи могли определить, слуховые или зрительные сигналы были использованы мозгом для идентификации слогов.
В первых двух случаях активность мозга увеличивалась соответственно обычному восприятию звуковых сигналов. Но при возникновении эффекта Мак-Герка картина его деятельности изменялась в соответствии с тем, что человек увидел, а не услышал.
Статистический анализ подтвердил наличие этого эффекта у всех испытуемых.
«Мы показали, что нервные импульсы в мозгу, которые должны управляться звуком, отменяются визуальными сигналами, говорящими «Слушай!», – говорит один из исследователей, Брэдли Гриджер. Ваш мозг по существу игнорирует физический звук в ухе и следит за происходящим через зрение».
Новые данные призваны помочь ученым понять, как происходит обработка речи в организме человека, особенно в развивающемся мозгу младенца, который пытается связать звуки и движение губ, чтобы научиться говорить. Кроме того, они могут помочь ученым разобраться в причинах таких расстройств, как, например, дислексия.
Биоинженеры из университета штата Юта обнаружили, что наше восприятие речи может зависеть от зрения в большей степени, чем считалось ранее: при определенных условиях то, что вы видите, может отменить то, что вы слышите.
«Впервые мы смогли связать поступающий в мозг звуковой сигнал с разницей между тем, что человек, по его словам, слышит, и тем, что он слышит на самом деле, – говорит один из авторов нового исследования Эллиот Смит, аспирант кафедры биоинженерии и неврологии университета.
Мы обнаружили, что зрение влияет на отвечающий за слух участок мозга, изменяя ваше восприятие реальности, и вы не можете отключить иллюзию.
Люди думают, что между физическими явлениями в окружающем нас мире и нашим субъективным восприятием есть тесная связь, но на самом деле это не так».
При обработке речи мозг рассматривает как изображение, так и звук. Однако, если они немного различаются, визуальные сигналы доминируют над звуковыми.
Это явление назвали эффектом Мак-Герка в честь шотландского психолога Гарри Мак-Герка, который вел исследования связи между слухом и зрением при восприятии речи в 1970 году. Эффект Мак-Герка наблюдался в течение десятилетий, однако его природа оставалась непостижимой.
В новом исследовании команда университета Юты точно определила источник эффекта Мак-Герка путем записи и анализа сигналов мозга в височной коре, области мозга, которая обычно обрабатывает звук.
С помощью коллег Смит записал электрические сигналы с поверхности мозга четырех больных эпилепсией (двух мужчин и двух женщин). Эксперимент проводился на добровольцах с тяжелой формой эпилепсии, перенесших операцию для лечения своей болезни.
Испытуемых попросили смотреть и слушать видеозапись, сосредоточившись при этом на том, как двигаются губы человека, произносящего определенные слоги. Когда движения рта говорящего совпадали со звуком, который слышали участники теста, слог воспринимался ими правильно.
При очевидном несовпадении тестируемые воспринимали этот разрыв и также слышали слог правильно. Но если движение губ лишь слегка не соответствовало звучанию, то испытуемые слышали не тот слог, который произносился в действительности, а тот, который угадывался по движению губ.
Эта демонстрация эффекта Мак-Герка подтверждает, что зрение важнее слуха.
Измеряя электрические сигналы в мозгу испытуемых во время показа им видео, исследователи могли определить, слуховые или зрительные сигналы были использованы мозгом для идентификации слогов.
В первых двух случаях активность мозга увеличивалась соответственно обычному восприятию звуковых сигналов. Но при возникновении эффекта Мак-Герка картина его деятельности изменялась в соответствии с тем, что человек увидел, а не услышал.
Статистический анализ подтвердил наличие этого эффекта у всех испытуемых.
«Мы показали, что нервные импульсы в мозгу, которые должны управляться звуком, отменяются визуальными сигналами, говорящими «Слушай!», – говорит один из исследователей, Брэдли Гриджер. Ваш мозг по существу игнорирует физический звук в ухе и следит за происходящим через зрение».
Новые данные призваны помочь ученым понять, как происходит обработка речи в организме человека, особенно в развивающемся мозгу младенца, который пытается связать звуки и движение губ, чтобы научиться говорить. Кроме того, они могут помочь ученым разобраться в причинах таких расстройств, как, например, дислексия.
Источник: www.vseoglazah.ru/news/uncategorised/12092013/
Поделиться в соц. сетях
Ранее в науке господствовало мнение, что в головном мозге существуют зоны, ответственные за восприятие информации из того или иного органа чувств, например, зрительная кора для зрения и слуховая — для слуха.
В последнем номере журнала Nature Communications опубликованы результаты исследования, проведенного группой сотрудников лабораторий изучения мозга и органов чувств Еврейского университета во главе с Сами Аббудом и Амиром Амеди.
Ученые доказали, что так называемые «визуальные» области мозга активны и у слепых людей, что у них они работают через слух. «визуальные» области мозга активны даже у слепых от рождения.
Исследование иерусалимских ученых показывает, что собственно физическое видение не является необходимым условием для активизации мозговых центров, ответственных за обработку визуальной информации. Так, слепые, читая книги, напечатанные шрифтом Брайля, задействуют те же самые «визуальные» области коры головного мозга, что и зрячие.
Чтобы понять, каким образом мозг быстро адаптируется к технологическим нововведениям, исследовательская группа использует уникальные инструменты, известные как «устройства замещения органов чувств» (SSD, sensory substitution devices).
SSD-накопители получают информацию из одного органа чувств и передают в другой. Таким образом, например, слепые получают возможность с помощью смартфона или компьютера с веб-камерой создавать мысленный образ видимого объекта, получать информацию о его размере, объеме и цвете через звук.
Исследователи использовали магнитно-резонансную томографию для изучения деятельности мозга слепых, когда те с помощью компьютерных устройств учились идентифицировать зрительные объекты с помощью звука.
Было установлено, что когда такие пациенты учатся узнавать буквы по их внешним очертаниям или различные позы человеческого тела, в большей степени активизируются не органы чувств (зрение или слух), а соответствующие участки мозга.
Авторы исследования убеждены, что путем использования технических средств, даже без хирургического вмешательства, будет возможно восстановить мозг слепого для решения визуальных задач.
Его лаборатория создала несколько специализированных устройств, помогающих слепым идентифицировать объекты и осуществлять навигацию в пространстве путем метода «сенсорной замены».
Метод их действия состоит в том, что они переводят визуальную информацию, видимую веб-камерой или камерой смартфона, в форму звуковых символов.
В минувшем году лаборатория Амеди создала прибор, который с помощью инфракрасных лучей идентифицирует находящиеся вблизи препятствия и сообщает о них незрячему пользователю с помощью звука или вибрации. Устройство, получившее название EyeCane, позволяет, например, незрячему человеку обнаружить открытую дверь на расстоянии около четырех с половиной метров.
Израильские ученые научили слепых видеть мозгом?
Ранее в науке господствовало мнение, что в головном мозге существуют зоны, ответственные за восприятие информации из того или иного органа чувств, например, зрительная кора для зрения и слуховая — для слуха.
В последнем номере журнала Nature Communications опубликованы результаты исследования, проведенного группой сотрудников лабораторий изучения мозга и органов чувств Еврейского университета во главе с Сами Аббудом и Амиром Амеди.
Ученые доказали, что так называемые «визуальные» области мозга активны и у слепых людей, что у них они работают через слух. «визуальные» области мозга активны даже у слепых от рождения.
Исследование иерусалимских ученых показывает, что собственно физическое видение не является необходимым условием для активизации мозговых центров, ответственных за обработку визуальной информации. Так, слепые, читая книги, напечатанные шрифтом Брайля, задействуют те же самые «визуальные» области коры головного мозга, что и зрячие.
Чтобы понять, каким образом мозг быстро адаптируется к технологическим нововведениям, исследовательская группа использует уникальные инструменты, известные как «устройства замещения органов чувств» (SSD, sensory substitution devices).
SSD-накопители получают информацию из одного органа чувств и передают в другой. Таким образом, например, слепые получают возможность с помощью смартфона или компьютера с веб-камерой создавать мысленный образ видимого объекта, получать информацию о его размере, объеме и цвете через звук.
Исследователи использовали магнитно-резонансную томографию для изучения деятельности мозга слепых, когда те с помощью компьютерных устройств учились идентифицировать зрительные объекты с помощью звука.
Было установлено, что когда такие пациенты учатся узнавать буквы по их внешним очертаниям или различные позы человеческого тела, в большей степени активизируются не органы чувств (зрение или слух), а соответствующие участки мозга.
Авторы исследования убеждены, что путем использования технических средств, даже без хирургического вмешательства, будет возможно восстановить мозг слепого для решения визуальных задач.
Его лаборатория создала несколько специализированных устройств, помогающих слепым идентифицировать объекты и осуществлять навигацию в пространстве путем метода «сенсорной замены».
Метод их действия состоит в том, что они переводят визуальную информацию, видимую веб-камерой или камерой смартфона, в форму звуковых символов.
В минувшем году лаборатория Амеди создала прибор, который с помощью инфракрасных лучей идентифицирует находящиеся вблизи препятствия и сообщает о них незрячему пользователю с помощью звука или вибрации. Устройство, получившее название EyeCane, позволяет, например, незрячему человеку обнаружить открытую дверь на расстоянии около четырех с половиной метров.
Источники:
, ,
Следующие статьи
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением
Глонасс на автомобиль москва стоимость системы эра глонасс на автомобиль TrackGPS.
Интересное:
Источник: http://zrenie100.com/razyasneniya-oftalmologa/uchenye-dokazali-mozg-doveryaet-zreniyu-bolshe-chem-sluhu.html
Феномены человеческого зрения
С глубокой древности известен феномен «телескопического зрения», когда в ясную безветренную погоду наблюдатели-астрономы могут различать на звездном небе детали, не видимые большинством людей.
В начале XX века зафиксирован случай, когда астроном невооруженным глазом установил местонахождение двух спутников Юпитера (628,1 млн км от Земли), а Сатурн (1276,1 млн км от Земли) показался ему «сплюснутым», что впоследствии было подтверждено астрономическими оптическими приборами.
Не в этом ли феномене разгадка астрономических познаний древних греков о спутниках Марса (78,2 млн км от Земли), «открытых» лишь в 1877 году, или необычной остроты зрения космонавтов, наблюдающих планету с околоземной орбиты (200—300 км) и ясно различающих дома, автомобили и даже деревья?
По крайней мере, жрецы малийского народа догонов утверждают, что невооруженным глазом более 1 000 лет наблюдают тройную звезду Сириус (8,8 световых лет от Земли) созвездия Большого Пса и другие «звездные спиральные миры» (галактики), впервые зарисованные в качестве «туманностей» астрономом В. Россом в середине XIX века и подробно описанные как «звездные скопления» в 1924 году астрономом Эдвином Хабблом после «ночных бдений» в обсерватории Маунт Вилсон (Калифорния).
Не менее известен феномен «микроскопического зрения» (в основном по рассказу Н. С. Лескова «Левша»). Поразительна острота зрения шлифовальщиков, они видят просветы до 0,000 5 мм, в то время как обычные люди всего до 0,1 мм. Художник различает изменения, равные 1/60—1/150 величины изображаемого предмета.
Еще больше удивляет феномен «цветового зрения». Специалисты по окраске тканей улавливают 60 оттенков только черного (!) цвета. Опытные сталевары по малейшим цветовым оттенкам расплавленного металла определяют его температуру и количество примесей, не уступая в точности измерений «на глазок» техническим и химическим методам.
О тонкости восприятия цветовых ощущений человеком можно судить по более чем 20 тысячам оттенков основных цветов смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов). По приблизительным подсчетам, человеческий глаз в целом способен различить свыше 500 тысяч (!) цветовых тонов.
Самым невероятным является феномен «кожного зрения». Возможности развития и совершенствования цветового восприятия с помощью «кожного зрения» превосходят всякое воображение. Отмечено, что человек с завязанными глазами ощущает разницу между красным и зеленым цветом… кожей ладони или ступни.
Поэтому древнеиндийская традиция наделяла «глазами» (их изображениями на статуях) ладони, ступни, а также лоб человека, как сосредоточение «третьего глаза Шивы».
Современные исследования идентифицируют его с шишковидной железой (эпифизом), расположенной на верхней поверхности промежуточного мозга, где сосредоточены так называемые «зрительные бугры». Именно здесь происходит обработка чувственной информации от явных и «тайных» зрительных анализаторов.
И с этой «внутренней зрительной системой» связан феномен «фосфенов» — «искр из глаз», возникающих при ударе головой или при движении глазных яблок с закрытыми веками.
«Внутреннее» зрение особенно развито у людей, лишенных «внешнего», то есть слепых. По их словам, они буквально «видят» пространство кожей лба, ладоней и ступней. А практика «раскрытия» третьего глаза и поныне считается предпочтительной по сравнению с прочими техниками медитации в восточных единоборствах и в монастырях Индии, Китая и Японии.
Ей-то и обязаны своими уникальными способностями не только слепые музыканты (Стив Уандер), поэты (Гомер), писатели (Островский), скульпторы, но и водители автомашин, летчики и даже альпинисты!
Во Франции, например, обычным среди слепых скаутов считается маршрут восхождения на вершины в Пиренеях (3 000 м над уровнем моря). А слепой альпинист Артур Ришар первым в 1959 году покорил вершину Альп — Монблан (4 810 м), повторив подвиг слепого англичанина Кемпбелла, на заре европейского альпинизма доказавшего, «что и слепые могут совершать великие дела».
Источник: http://paranormal-news.ru/news/fenomeny_chelovecheskogo_zrenija/2015-08-07-11152
Иллюзия восприятия: проявления у человека
Если вы хотите развлечься без особых затрат времени и других ресурсов, то вам необходим такой феномен, как иллюзия восприятия: ее проявления у человека могут поражать воображение даже скептически настроенных персонажей.
Содержание:
Иллюзия восприятия человека
Феномен в психологии
Восприятие пространства
Парейдолические иллюзии
Иллюзия восприятия человека
Человек воспринимает окружающий мир по определенным законам. Это известно по данным психологии и физиологии.
Однако часто привычные законы преобразуются во что-то необычное. Человек видит то, что, казалось бы, видеть не должен.
Однако, не стоит думать, что это следствие каких-то недоразумений и возможно отклонений или даже болезней. Конечно, и такое возможно, но все-таки не стоит сразу же пугаться, если вы видите какие-то непривычные ля себя вещи.
Довольно часто подобный эффект обусловлен особенностями конкретного изображения, на которое органы чувств и мозг человека реагируют определенным образом. И пусть в данном случае восприятие кажется нетипичным, его не следует считать каким-то отклонениям от нормы.
Та же психология и физиология вполне хорошо объясняет подобные вещи. И при чем это не голые предположения, а обоснованные научные данные и теории.
Если говорить в научных терминах, то одним из самых известных феноменов стала иллюзия Мюллера-Лайера. Что же она собой представляет?
Мы видим две горизонтальные линии. Они имеют одинаковую длину, если измерить их с помощью линейки или любого другого доступного инструмента измерения.
Однако человеческий глаз почему-то видит их, как объекты разной длины. Благодаря чему это происходит?
Дело в том, что одна из линий снабжена раздваивающимся наконечником, а другая нет. И первая из них органы чувств представляют нашему мозгу как более длинную.
Возможен такой вариант феномена Мюллера-Лайера, когда линии рассматриваются как стрелы. Недаром же у обоих линий есть наконечник, только они являются разнонаправленными: в одном случае данный элемент направлен внутрь, а в другом — наружу.
Согласно данным исследований, считается, что основной эффект происходит из-за стрелы с наконечником, содержащим расходящиеся клинья. Из-за него основная линия удлиняется.
Значение сходящихся клиньев, которые, как логически можно предположить способствуют укорачиванию нарисованной рядом с ними линии, считается учеными не таким значительным.
Феномен в психологии
Как объясняет этот феномен психология? Начнем с определения, что подразумевается под понятием «иллюзия».
Итак, иллюзия представляет собой не что иное, как ложное или искаженное восприятие привычной действительности. С одной стороны, это совсем не опасно и вызывает только восторг, особенно у детей.
Однако, с другой стороны, все далеко не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. При иллюзии вы воспринимаете мир совсем не так, каким он является в действительности.
Чем это чревато? Прежде всего, ложными выводами об окружающем мире. Ваши органы чувств свидетельствуют вам о наличии того, чего на самом деле нет.
Однако, если это не болезнь, то почему ваши органы чувств ваш обманывают? И обман ли это или все-таки что-то иное?
Чтобы это прояснить, выясним, что феноменом человеческого восприятия занимаются две основные науки: психология и физиология. И каждая из них обладает своим объяснением на происходящие странности.
Все причины, благодаря которым существуют иллюзии, также можно разделить на физические и психологические.
Попробуем привести условную классификацию подобных феноменов. Итак, существуют эффекты, различающиеся по органам чувств, благодаря которым они возникают:
- зрительные;
- вкусовые;
- слуховые.
Наверное, чаще всего мы встречаемся с так называемыми зрительными или оптическими иллюзиями. Картинки с геометрическими фигурами, имитирующие движение или искажающее размеры и формы привычных предметов, стали очень популярны в интернете и в социальных сетях.
В гештальтпсихологии считается, что ошибочно иметь представление о мире, как о некой константе. Таким образом, любое явление может подвергаться сомнениям. В такой системе координат несложно принять возможность того, что нет ничего истинного, и эффекты на картинках в интернете только подтверждают подобную теорию.
Восприятие пространства
Оптические иллюзии касаются изменения восприятия пространства. В чем это может проявляться?
Искажения могут касаться следующих параметров:
- размера;
- глубины;
- длины;
- кривизны;
- направления.
Примерами нарушения привычных суждений о глубине являются куб Неккера и лестница Шредера.
Смотря на картинку с лестницей Шредера, мы можем увидеть совершенно разные вещи. Кто-то действительно заметит на картинке лестницу, а кто-то подумает, что это ниша в стене. Возможны и такие варианты, когда зритель не увидит на рисунке ничего, кроме сложенного гармошкой кусочка бумаги.
Куб Неккера представляет собой обыкновенный куб. Однако он раскрашен двумя цветами: желтым и голубым. При этом желтого цвета на рисунке значительно больше. А голубой используется для окрашивания только одной грани.
Задача зрителя заключается в том, чтобы определить находится ли голубая грань куба впереди или сзади изображения. И правильным может быть и тот, и другой ответ.
В качестве искажений суждений о размерах объектов известны феномены Эббингауза, Болдуина, Ястрова, Зандера. Как мы видим, среди ученых, занимающихся данной проблематикой присутствуют как зарубежные, так и отечественные специалисты.
А в настоящее время эта проблематика активно изучается на психологическом факультете Московского государственного университета. На официальном сайте данного учебного заведения вы найдете подробные описаний многих подобных артефактов.
Парейдолические иллюзии
Среди оптических искажений органов чувств существуют различные виды. И здесь известен такой сложный, на первый взгляд, термин, как парейдолии.
Однако этот термин в сущности не скрывает за собой ничего сложного. Фактически это просто иллюзорное восприятие реального объекта.
В данном случае это никак не относятся к рассмотренным выше искажениям в работе органов чувств, меняющим привычное восприятие размеров и глубины объектов, созданных на специальных картинках, придуманных человеческим разумом и сделанных руками.
Здесь речь идет именно о реальных объектах, которые присутствуют в окружающем мире. И в этом основное отличие парейдолий от всех остальных рассмотренных выше феноменов.
Конечно же, суждение о целом объекте зависит от мелких деталей, из которых он состоит. И здесь принцип работы наших органов чувств и мозга, обрабатывающего поступающие от них сигналы, ничем не отличается по сути от того, что происходит, когда мы рассматриваем рисунки в интернете.
И стоит учитывать, что речь здесь идет не только о природных объектах. Могут рассматриваться в качестве парейдолий и объекты, созданные руками человека: главное, чтобы они существовали в реальном мире.
Например, речь может идти о причудливом узоре на обоях. Если говорить об объектах живой природы, то здесь можно упомянуть необычных животных или даже человека.
Феномен парейдолий был открыт и описан теми людьми, которые обладают признанным значением в официальной науке. Их имена: Карл Ясперс и Карл Калбаум.
Первопроходцем был Калбаум, который описал явление еще в 1866 году. Ясперс работал над данной проблематикой чуть позже и представил результаты своей деятельности только в начале следующего века, а точнее в 1913 году.
[smartcontrol_youtube_shortcode key=»Дереализация, иллюзии, ложные узнавания» cnt=»2″ col=»2″ shls=»false»]
Что такое иллюзии восприятия?
Иллюзии восприятия — не соответствующие действительности варианты того, как мы видим, слышим и ощущаем окружающий нас мир. Хотя можно ли с уверенностью говорить о том, какова на самом деле действительность, ведь мы видим ее ровно в той степени, что позволяет нам наше зрение, слышим только те звуки, что способны воспринять человеческие уши.
Аромат цветов и вкус еды — для каждого они индивидуальны. Свойства предметов будут отличаться в зависимости от того, кто их осязает. На самом деле наше представление о внешнем мире является всего лишь набором электро-биохимических сигналов, поступающих от органов чувств по нервной системе в мозг.
Там они перерабатываются нейронами и становятся тем, что мы называем чувствами, мыслями, ощущениями.
Источник: http://illjuzija.ru/zritelnye-iskazheniya/illyuziya-vospriyatiya-proyavleniya-u-cheloveka.html