Гимнастика глаз для школьников – все о зрении

Материал по теме: Гимнастика для глаз

Фетискина Евгения Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ Сосновской СОШ №1

Тамбовской области

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Задачи:

— способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;

— предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Бабочка

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Волшебный сон

Реснички опускаются… Глазки закрываются… Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… Дышится легко… ровно… глубоко… Наши руки отдыхают… Отдыхают… Засыпают… Шея не напряжена И рас-сла-бле-на… Губы чуть приоткрываются… Все чудесно расслабляется… Дышится легко… ровно… глубоко…

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем… Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем. Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и встать!

Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко

1. Пальминг.

Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.

Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме.

Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину.

В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Верх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед – влево – вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

6. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. Раскрашивание.

https://www.youtube.com/watch?v=9-peik_zXwY

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе.

Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

9. Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

10. Часики.

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

И глаза вам скажут: «Спасибо!»

Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» – мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Игра «Дрессированная муха»

Наша дрессированная муха Зеленуха умеет выполнять команды. Посмотрим?

1. Глазками передвигаем муху из одного домика в другой: вверх, вправо, влево, влево, вниз… Где, в каком домике наша муха?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся следом за мухой.

3. Управляем мухой молча. (Направление задает учитель движениями рук.)

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений «На море»

(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»

1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка»

1-4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

3. «Радуга»

1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.

5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.

4. «Солнышко»

1-8. «На море солнышко» – чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.

Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу»

1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 — зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки – выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.

3. И. п.— то же. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот — 20—15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15 с.

5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую — смотреть на правую кисть 10 с.

6. И. п.— основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6—8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Читайте также:  Мицеллярная вода - все о зрении

Профилактика зрительного утомления и близорукости

(Памятка для учащихся начальных классов)

Долго тянется урок-

Много вы читали.

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один —

На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два

Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

Профилактические упражнения для глаз

— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.

— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

— 15 вращательных движений глазами слева-направо.

— 15 вращательных движений глазами справа-налево.

— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».

Руки за спинку, головки назад

Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди.

(Вниз.)

И снова наверх – где там муха летит?

(Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Упражнения для глаз (комплекс 1)

 И. п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

— глаза вправо-вверх.

— глаза влево-вверх.

— глаза вправо-вниз.

— глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10— 15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2—3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

3. Поморгать глазами. Повторить 5-6 раз.

Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик

Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

(С. Маршак)

Литература:

Ковалько В.И.              Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007. -208 с. – (Мастерская учителя).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/24/gimnastika-dlya-glaz

Детская гимнастика для глаз: упражнения и рекомендации

Автор: Евгения Климкович

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Немного среди нас осталось тех, у кого зрение «единица», а среди детей найти маленького человечка с идеально глядящими глазками трудно вдвойне. Уж очень много нагрузки ложится на детские глаза сегодня, начиная со школьной скамьи и заканчивая домашними девайсами, настырно стремящимися посадить зрение.

Смириться и уже к концу первого класса дружно шагать со своими чадами в магазин за модным аксессуаром или попытаться потренировать глазную мышцу, чтобы отодвинуть время водружения на нос очковой оправы, – выбор всегда остаётся за вами. Но коль вы не ленивы, то возможно детская гимнастика для глаз если и не вернёт упущенное, но начавшийся процесс ухудшения зрения приостановит точно.

Зачем детским глазам физкультура?

Ежедневная нагрузка на глаза детей приводит к сильному перенапряжению, а школьники наиболее к этому восприимчивы в силу того, что организм у них еще полностью не сформирован, и все системы находятся пусть не в начальной, конечно, но и не в конечной точке становления. Это касается и зрительной функции.

Зрительное перенапряжение в школьном возрасте приводит к близорукости – это когда дети хорошо видят всё, что перед ними близко, и расплывчато различают то, что далеко.

С помощью близорукости детское зрение приспосабливается под те условия, которые им создают.

Когда перед ребенком на близком расстоянии часто живут либо книжка, либо монитор компьютера, глаза со временем предпочитают видеть вблизи, отказываясь зорко смотреть вдаль.

Детская дальнозоркость – явление довольно нечастое, так как она не приобретается в школьном периоде при слишком трудоёмкой работе глаз. Причинами дальнозоркости являются наследственность и аномалии в глазной анатомии.

В обоих случаях нарушения зрения офтальмологи советуют после длительного напряжения на глаза прибегать к разминкам, по научному – офтальмологическим паузам, при помощи упражнений, позволяющих ослабить глазные мышцы и настроить глаза на новую работу.

Всю неделю по-порядку глазки делают зарядку…

Для тренировки глазных мышц существует много различных упражнений, цель которых у всех одна – снять усталость и облегчить труд глазам, улучшив кровоснабжение. Идеальный вариант – повысить  остроту зрения и резкость наблюдаемых объектов.

  • V-гимнастика получила своё название от траектории, по которой в течение упражнения будут бегать глаза. Для такой «скорой помощи» уставшим глазам устраиваются перед стеной на расстоянии метра и, не поднимая головы, работая исключительно взглядом, смотрят вверх в левый угол, сразу опуская глаза на пол и закрывая веки на пять секунд. Затем поступают также с правым углом. Чертят «галочки» пять раз подряд, а можно и больше, если время позволяет.
  • С упражнением «маятник» детские глаза учатся фиксировать предметы в движении, особенно советуют его для деток с дальнозоркостью. Выполнять такую тренировку нужно, сидя перед окном, для чего сначала ребёнок жмурится несколько раз, а потом следит за движением предмета, подвешенного на верёвочке, при помощи исключительно глаз, не вертя головой. Как вы уже догадались, дразнить верёвочкой на расстоянии около 40 сантиметров от детского лица будете вы, стоя за его спиной. Через полминутки такой тренировки ребёнку надо дать задание отыскать предмет за окошком, например, дом или дерево, причём попросить рассмотреть детали.
  • Пишем носом. Правильное кровоснабжение помогает глазным мышцам эффективно работать, поэтому важно давать отдых не только глазам. Написание письма носом, как это делает известный сказочный персонаж по имени «Буратино», даст расслабляющий эффект не только зрению, но и мышцам шейного отдела. Делать упражнение можно в любой позе: хотите – сидя, а может лёжа, нравится стоя – не вопрос! С закрытыми глазами превращаем кончик носа в шариковую ручку или учительскую указку и с должной аккуратностью вырисовываем буквы, складывая из них слова. Ребёнку больше по душе картинки? Тогда дайте задание начертить дом с трубой.
  • Хорошими и простыми для выполнения будут обычные круговые вращения глазами, подобно часовым стрелкам, которые вдруг побежали, догоняя время, а потом решили вернуть его назад, поменяв направление.
  • А ещё дети любят делать «косые глаза», смещая взгляд на кончик носа, за что мы их периодически ругаем и шутливо говорим: «Вот сейчас стукну по лбу, таким и останешься!». А ворчим-то мы, оказывается, совершенно напрасно. Временное «косоглазие», когда глаза на пять секунд встречаются либо на межбровье, либо на кончике носа, очень даже полезно для тренировки зрения!

А как на счет подводной гимнастики для глаз? Хотите попробовать? Тогда смотрите видео)

Конечно, добиться весомых результатов «по щелчку» достаточно сложно. Зрение тем и отличается, что потерять-то его просто, а вот вернуть проблематично. Поэтому придётся запастись терпением, заведя за правило прерываться на гимнастику для глаз во время усердной работы. Кстати, взрослым это тоже полезно, почему бы не сделать это хорошей семейной привычкой?

С нетерпением буду ждать от вас рецептов для глаз, чтобы был «взгляд как у орла».

Желаю вам и вашим деткам крепкого здоровья!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/detskaya-gimnastika-dlya-glaz/

Зрительная гимнастика для детей

Бесспорно, из всех видов чувствительности зрение наиболее влияет на развитие личности во всех смыслах. Поэтому здоровье глаз нужно поддерживать с самого раннего возраста.

Читайте также:  Макияж для серо-голубых глаз - все о зрении

Когда речь идет о гигиене зрения у детей, то ответственность за качество проведенных мероприятий, направленных на восстановление и укрепление зрительных способностей, ложится на плечи воспитателей дошкольных учебных заведений, учителей школ и в первую очередь родителей.

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.

Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз. Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу.

Главная задача зрительной гимнастики – это укрепление глазных мышц. Как и любые другие мышцы в нашем организме, они могут ослабеть, что скажется на качестве зрения. Поэтому комплекс несложных упражнений направлен на предотвращение снижения остроты зрения.

Обычно впервые ребенок узнает о зрительной гимнастике, приходя в детский сад. Разработано множество разнообразных методик проведения физминутки для детей всех возрастов. Они в основном бывают в форме игры или в стихах.

При ответственном отношении родителей к здоровью своего чада, эти полезные навыки он сможет перенести и во взрослую жизнь.

С помощью зрительной гимнастики можно не только предотвратить развитие многочисленных глазных болезней, но и восстановить зрение. Благодаря упражнениям восстанавливается работоспособность зрительного аппарата, улучшается трофика близлежащих тканей.

Если для ребенка за время пребывания в детском саду стали привычными занятия зрительной гимнастикой, то велика вероятность того, что став школьником, он также серьезно будет относиться к гигиене зрения, благодаря чему сможет избежать многочисленных проблем со здоровьем.

Основные цели зрительной гимнастики:

  • улучшение не только зрительных, но и умственных способностей ребенка, благодаря тому, что с помощью ряда упражнений увеличивается скорость переработки зрительной информации;
  • обеспечение полноценного отдыха глаз;
  • профилактика глазных болезней;
  • восстановление зрительной функции у детей со сниженным зрением;
  • оказание успокаивающего действия на все отделы нервной системы.

Заботливым родителям нужно знать, что у детей, появившихся на свет раньше положенного срока и у малышей с ослабленным иммунитетом риск развития миопии (близорукости) в разы возрастает.

Также велика опасность возникновения этого недуга у детей с отягощенной наследственностью.

В таких случаях с самого раннего возраста ребенка необходимо предпринимать профилактические меры для предотвращения развития данного заболевания.

Большую роль в поддержании зрения на нормальном уровне играет укрепление глазных мышц. В этом поможет регулярное проведение зрительной гимнастики. Всем известно, что маленькие дети – непоседы, поэтому зрительная гимнастика не должна представлять собой набор «сухих» правил.

Принцип полезного воздействия зрительных упражнений состоит в поочередном напряжении и расслаблении глазных мышц, что помогает им в дальнейшем справляться со все большей нагрузкой. Один из главных залогов успешной гимнастики – это систематичность, то есть положительный эффект от занятия подобными упражнениями будет очевиден лишь тогда, когда ребенок выполняет их регулярно.

Зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста в среднем проводится 3 раза в день по 5 минут. Офтальмологами разработан комплекс стандартных упражнений для глаз, рекомендованный к выполнению в дошкольных учреждениях. Далее следует перечень некоторых из них:

  • На потолок крепятся большие разноцветные круги (из цветной бумаги или картона). В течение 8-10 секунд ребенок должен внимательно смотреть на каждый из них. Переходя взглядом с одного круга на другой, важно, чтобы ребенок двигал только глазами, а голова должна оставаться в неподвижном положении. Когда малыш закончил смотреть на круги, ему следует закрыть веки на 10-15 секунд. После чего повторить упражнение заново.
  • Ребенок старается что есть силы зажмурить веки на 5 секунд, потом резко их расслабить. В таком порядке следует повторить упражнение несколько раз.
  • Ребенок, не двигая головой, медленно поднимает глаза вверх-вниз, а потом вправо-влево. Для маленького ребенка лучше, чтобы он мог фиксировать свой взгляд на каком-нибудь объекте, который соответствует одной из крайних точек.
  • Нужно к стене или потолку прикрепить картинку со сложным узором. Ребенок должен, не перемещая головы, внимательно взглядом пройтись по всем линиям. После выполнения данного упражнения нужно сделать перерыв как минимум на 10 минут.
  • Ребенок поочередно фиксирует свой взгляд то на самом дальнем, то на самом ближнем объекте от него.

Важно помнить, что даже самые интересные игровые упражнения при ежедневном выполнении (а ведь именно этого требует серьезный подход к проведению зрительной гимнастики) даже самому азартному ребенку могут наскучить. Тогда выполнять он их будет формально, без первичного усердия. Поэтому рекомендуется время от времени менять набор упражнений.

https://www.youtube.com/watch?v=Hf6Dam1iqgM

Вы можете найти множество упражнений для глаз в стихах – этим вы сможете еще больше увлечь своего малыша. Еще один способ избежать рутины – периодически менять обстановку, то есть заниматься гимнастикой не только дома или в детском саду, но и во время прогулки.

Обязательно поинтересуйтесь у воспитателя в детском саду, включена ли зрительная гимнастика в режим дня детей. Для дошкольных учреждений разработано несколько техник тренировки зрения:

  • с помощью настенных или потолочных тренажеров;
  • игровая гимнастика в форме игр, песен или стихов;
  • разглядывание схематических рисунков и таблиц;
  • использование стереоскопических картинок (изображение обязательно должно быть нанесено на бумагу, а не на электронный носитель, так как это может создать лишнее напряжение для глазных мышц).

Если вы заметили, что ваш ребенок с трудом различает объекты, которые находятся на достаточном расстоянии от него, то возможно у него миопия (близорукость). В таком случае ребенка незамедлительно нужно показать офтальмологу.

Причиной данного заболевания является снижение функциональной активности цилиарной мышцы, которая отвечает за степень натяжения хрусталика.

Из-за этого искажается форма глазного яблока, принимая эллипсовидную форму, вследствие чего отраженные лучи фокусируются не на поверхности сетчатки, а немного впереди.

Поэтому детально рассмотреть какой-либо объект ребенок может только с ближнего расстояния.

Для этого случая разработан комплекс упражнений для глаз. Они просты в исполнении даже для самых маленьких детей, но при этом обладают выраженным терапевтическим эффектом:

  • Малыш начинает как можно быстрее моргать в течение минуты. После непродолжительного перерыва нужно повторить упражнение еще раз.
  • Ребенок должен сильно зажмуриться и оставаться в таком положении 5-7 секунд, после чего широко раскрыть глаза. Повторить упражнение 5 раз.
  • Медленно водить взглядом с потолка на пол и в обратном порядке. Повторить упражнение 3 раза.
  • Предложите ребенку растереть ладошки друг об друга, а потом, когда они нагреются, приложить их на несколько секунд к векам.
  • Малышу необходимо на несколько секунд зафиксировать взгляд на кончике носа. Потом закрыть глаза. В таком порядке упражнение повторить 5 раз.
Читайте также:  Внутренний ячмень на нижнем веке - все о зрении

В завершение гимнастики можно легкими круговыми движениями помассировать веки ребенку или предложите сделать это ему самому. Нагрузка обязательно должна быть посильной! Переутомление во время физминутки может дать обратный эффект, поэтому во время выполнения упражнений внимательно следите за состоянием ребенка.

Детская дальнозоркость связана с тем, что световые лучи сосредотачиваются не на сетчатке, а за ее пределами. Из-за этого ребенок не может в точности рассмотреть объекты, которые находятся на близком расстоянии от него.

Если ребенку возрастом младше восьми лет ставится диагноз – гиперметропия слабой или средней степени, это может быть вариантом физиологической нормы и быть связано с относительно малым размером глазного яблока и его слегка уплощенной формой.

По мере взросления, детская зрительная система становится более совершенной и проблемы со зрением проходят сами собой.

Чтобы детская дальнозоркость не успела принять стойкую форму, следует регулярно заниматься с ребенком зрительной гимнастикой:

  • Сперва требуется как следует подготовить мышцы к зарядке. Для этого подходит следующее упражнение: малыш принимает горизонтальное положение, и двумя ладонями старается максимально плотно закрыть ими глаза (желательно, чтобы сквозь них вообще не проникал свет). Это простое упражнение поможет снять избыточное напряжение с глазных мышц.
  • Далее можно проделать упражнение, которое носит элемент игры, поэтому никогда не наскучит вашему ребенку. Попросите его сфокусировать взгляд на кончике носа и в таком положении водить им по воздуху, «очерчивая» контур какого-нибудь воображаемого предмета.
  • После этого пусть малыш сядет на стул и внимательно, не торопясь, поворачивая голову в сторону, ненадолго остановит свой взгляд на каждом объекте. Повторить несколько раз.

К сожалению, такое заболевание зрительного аппарата, как астигматизм среди детей сейчас встречается очень часто. Оно обусловлено патологическим изменением формы глазного яблока, хрусталика и роговицы. Поэтому точка, в которой соединяются в пучок световые лучи смещается, из-за чего «картинка» становится нечеткой.

Для детей с подобными проблемами доктором Норбековым разработана система специальных упражнений:

  • Ребенок старается направлять взгляд вверх, мысленно проводя его через лоб.
  • Глаза малыша движутся вправо и влево, при этом он представляет, что взгляд его «идет» дальше.
  • Ребенок старается взглядом по воздуху провести контур какой-нибудь геометрической фигуры.
  • Указательные пальцы обеих рук ребенок подносит к кончику носа. Потом начинает их разводить в разные стороны. Его цель – стараться периферическим зрением наблюдать за движением пальцев, при этом, зафиксировав взгляд на кончике носа.

Автор этого метода настаивает, что добиться хорошего зрения, имея заболевания позвоночника – задача почти невыполнимая. Поэтому он рекомендует, помимо регулярных занятий зрительной гимнастикой по его методике, водить малыша на ЛФК для укрепления мышц спины.

Косоглазием называют такое положение глазных яблок, при котором они находятся асимметрично относительно центральной оси.

Неправильное расположение глазных яблок может считаться физиологичным только у новорожденных детей, которые не умеют в полной мере фиксировать взгляд на объектах.

Если с момента рождения вашего малыша прошло больше 12 месяцев, а косоглазие не прошло, то это повод обратиться к офтальмологу.

Для детей с подобными нарушениями будут полезны упражнения, заключающиеся в непрерывном наблюдении за двигающимися объектами и долгой фиксации взгляда на неподвижных объектах.

Еще одно полезное упражнение – ребенок пытается взглядом начертить контур воображаемой восьмерки. Сейчас существует множество разнообразных зрительных тренажеров, разработанных специально для коррекции косоглазия у детей.

Они представляют собой разноцветные схемы со сложными узорами, которые являют собой траекторию движения взгляда ребенка.

Точное ежедневное выполнение упражнений для улучшения зрения требует настойчивости и терпения как от ребенка, так и от родителей. Но эта жертва вполне оправдана, ведь на кону самое ценное – здоровые глазки вашего малыша.

В следующем видео вас ждет гимнастика для детских глаз в игровой форме.

Источник: http://www.o-krohe.ru/zrenie/gimnastika-dlya-glaz/

Как сохранить зрение у школьника: гимнастика для глаз, гигиена зрения и профилактика

Ухудшение зрения у детей считается довольно-таки распространённой проблемой, начинающейся уже в начальной школе. Нарушение зрения у ребёнка может негативно сказаться как на его поведении, так и успеваемости в школе.

В итоге такие дети быстро теряют интерес к процессу обучения. Помимо этого, ношение очков может добавить детям довольно-таки неприятные комплексы.

Поэтому, чтобы уберечь ребёнка от подобных проблем, стоит соблюдать несколько главныхправил.

Как не допустить ухудшения зрения у ребёнка?

Одна из главных причин плохого зрения у ребёнка – отсутствие должного освещения. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы в комнате школьника было достаточно света. Помимо естественного освещения на столе должна находиться настольная лампа (советуем приобрести вариант дневного света).

Родители должны не забывать следить за тем, чтобы ребёнок не читал в темноте, лёжа на кровати. В противном случае уже через несколько месяцев могут наблюдаться негативные последствия. Также понаблюдайте за тем, как ваше чадо сидит за столом.

Помните, расстояние от глаз ученика до учебника или тетрадки должно составлять около 30–40 сантиметров.

Возможно, первое время это будет немного трудновато,но ни в коем случае не позволяйтеребёнку смотреть телевизор или находиться за компьютером более тридцати минут без перерыва. Не стоит разрешать ребёнку смотреть телевизор в вечернее время при выключенном свете.

В первое время отучить ребёнка от компьютера будет достаточно непросто

Некоторым родителям это покажется немного странным, но не стоит учить ребёнка читать раньше пятилетнего возраста.

Как утверждают окулисты, цилиарная мышца, отвечающая за хорошее зрение, формируется только к 7–8 годам.

Существует даже несколько статистик, согласно которой дети, которые пошли в школу в возрасте 6 лет, страдают близорукостью в 2 раза больше, чем дети, которые начали процесс обучения с 7 лет.

Ни для кого не секрет, что глаза как детей, так и взрослых работают на протяжении всего дня. Именно поэтому для предотвращения ухудшения зрения необходимо грамотно комбинировать время занятий и отдыха.

Например, первоклашки во время выполнения уроков обязательно должны делать 15-минутный отдых через каждые полчаса занятий.

Также ребёнок должен больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом, а главное – вовремя ложиться спать.

В детском возрасте ребятам нужно как можно чаще гулять

Нередко причинами резкого ухудшения зрения могут быть и травмы сетчатки глаз, которые детки могут причинить себе совершенно случайно. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы все колющие и острые предметы находились как можно дальше от ребёнка.

Правильное питание – залог отличного зрения

Как мы уже говорили, для того чтобы зрение ребёнка находилось на должном уровне, ему нужно вести активный образ жизни. К этому стоит добавить и полноценное питание. Учтите, в рационе ребёнка обязательно должны быть продукты, содержащие фосфор, кальций и витамины A, B и D. Для глаз детям очень полезно кушать калину, чернику и землянику.

Ребёнок должен правильно и полноценно питаться

Основные упражнения для улучшения зрения

Многие окулисты рекомендуют уделять по 15 минут в день упражнениям для глаз. Приведём пример некоторых из них:

  • резко двигайте глазами сначала вверх-вниз (по диагонали), а затем влево-вправо. Выполните такое движение 6–8 раз;
  • зажмурьте глаза на 3–5 секунд, а потом резко откройте. Повторите упражнение 6 раз;
  • медленно и плавно нарисуйте глазами цифру восемь. Выполняйте 4–6 раз;
  • моргайте как можно быстрее в течение одной минуты. Достаточно одного раза;
  • несколько секунд смотрите на удалённый предмет (например, дерево или столб), после чего резко переведите взгляд на предмет, лежащий рядом с вами, и также 15–20 секунд посмотрите на него. Повторите упражнение 3–5 раз.

Варианты упражнений для глаз

Нередко одной из причин ухудшения зрения является частая усталость глаз. Во избежание переутомления и перенапряжения глазных яблок советуем попрактиковать следующие упражнения:

  • при поднятой руке поднесите большой палец на расстояние 20–30 сантиметров от глаз. На протяжении 5 секунд не отрывайте взгляда от кончика пальца. Затем закройте правый глаз и левым продолжайте смотреть на палец около 5 секунд. После чего откройте правый глаз и закройте левый. Теперь снова отсчитайте 5 секунд, по истечении которых откройте глаз. Упражнение можно выполнить 10 раз.
  • Вытянув перед собой правую руку, поднимите её до уровня глаз. Пять секунд не отводите глаза от большого пальца. После медленным движением отведите руку вправо, при этом старайтесь не отрывать взгляда от пальца. Помните, голова не должна двигаться. Теперь повторите вышеописанное с левой рукой. Повторите упражнение 7–8 раз.
  • Закройте глаза и лёгкими круговыми движениями (от носа к вискам и наоборот) сделайте массаж нижних частей глазниц и надбровных дуг.
  • Посмотрите глазами на нос. Для этого необходимо поднести любой палец к переносице и внимательно следить за его кончиком. Вы увидите, как легко глаза начнут «соединяться».

Основные упражнения для глаз

Главное, не забывайте ежегодно проверять зрение своего сына или дочери у специалиста. Чем раньше удастся заметить проблемы и начать лечение, тем скорее вы справитесь со столь серьёзной задачей. Если же соблюдать вышеописанные правила и делать упражнения, то можно сохранить зрение на много лет вперёд.

(Visited 870 time, 1 visit today)

Источник: http://ShkolaBuduschego.ru/roditelyam/kak-uberech-rebyonka-ot-uhudsheniya-zreniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector