Умение различать лица – норма или сверхспособности? – все о зрении

Периферическое или периферийное зрение и можно ли его расширить

Основные знания мы получаем с помощью глаз. Например, при чтении, просмотре телевизора и наблюдении за окружающим миром. Некоторые картинки, попадающие в поле видимости, – это наше периферическое зрение. Попробуем разобраться, что скрывает этот термин и зачем нам нужно про него знать.

Понятие периферического зрения

Под этим термином понимается боковое зрение, осуществляемое периферийными зонами сетчатой оболочки глаза. Лучи от предметов, попадающие на них, позволяют обнаружить предмет и определить его свойства. Периферическое зрение по сравнению с центральным характеризуется меньшей остротой зрения: чем дальше предмет от центра фокусировки, тем он выглядит расплывчатей и хуже цветоразличение.

Наибольший уровень различения характерен для белого цвета, остальные различаются в меньшей степени. Еще периферийное зрительное поле необходимо для ориентировки человека в пространстве и способности видеть в темноте. С его помощью происходит различение слабого света и движения объектов в пространстве, но при этом не различаются их цвета и формы.

Для бокового обзора характерна большая чувствительность к мелькающим объектам, высокая критичность частоты слияния мельканий на периферии сетчатой оболочки по сравнению с центром. Границы периферических полей измеряются специальным прибором называемым периметром.

Кстати, у большинства животных и птиц боковой обзор значительно шире человеческого. Учеными было установлено, что у животных, обнаруживающих приближение опасности или добычи посредством зрительных способностей, благодаря эволюции развилось панорамное зрение.

Поэтому их оптические оси глаз направляются в разные стороны и боковой обзор у них достаточно обширный.

Они хорошо видят объекты, расположенные по бокам и даже позади своего тела, а зрительные поля их глаз при суммировании могут составлять угол обозрения до 360°!

Как узнать ширину своего зрительного поля?

Это достаточно просто – фиксируем взгляд на каком-нибудь предмете, например, стоящем на столе. Он будет виден отчетливо и ясно. Не отводя от него взгляда, отмечаем предметы, расположенные по правую и левую сторону от него, снизу и сверху.

Они уже будут видны не так отчетливо, как основной предмет. При этом в поле нормального периферического зрения должно войти все, что располагается вокруг предмета.

Угол обозрения пространства обоими глазами будет составлять примерно 180° по горизонтали.

Еще один способ проверить боковое зрение: берем в каждую руку по маленькому фонарику или белому карандашу. Разводим руки в разные стороны и, не двигая головой, фиксируем взгляд прямо перед собой.

Если видны оба предмета, то это свидетельствует о развитом боковом зрении. Правда, чаще это присуще спортсменам – футболистам, баскетболистам и другим. Если же предметы не видны, то слегка сдвигаем руки вперед.

В пределах нормы считается смещение не более чем на 15°. Если после смещения они не видны, то нужно обращаться к врачу.

Медицинская периметрия глаз

Периферическое зрение исследуется посредством определения зрительного поля – пространства, видимого глазом в его неподвижном состоянии. Для этого обычно используется периметр. Он представляет собой черную градуированную дугу, размер которой равен половине окружности, вращающейся вокруг своей оси.

Само исследование проходит так: на один глаз человека накладывается повязка, подбородок помещается на подставку.

Вторым глазом он должен зафиксировать взгляд на белом круге, расположенном в центре дуги. По ней от периферии к центральной части передвигается темная палочка с белым наконечником величиной 1-10 мм.

Человек, смотря на белый круг, должен сказать, когда белый наконечник станет ему виден.

Меридиан, в котором это будет зафиксировано, означает границу зрительного поля. Далее данные наносятся на схему, где определяется расстояние от центра до положения дуги, в котором исследовалось зрение. Таким же способом определяются границы видимости других цветов. После этого определяется наличие выпадения зрительных полей, свидетельствующих о заболевании глаз.

Есть еще компьютерная диагностика, позволяющая проводить автоматическую периметрию. Человек фиксирует взгляд на неподвижных объектах, расположенных на мониторе.

Их яркость и размеры меняются программой, выбранной специалистом.

Данные исследования фиксируют датчики, затем полученная информация обрабатывается и выдается в виде распечатки с обозначением зрительных границ и выпадающих из них участков.

Назначить проведение вышеописанных исследований офтальмолог может на основе первичной проверки. Этот не очень точный способ, по принципу действия схожий с самостоятельной проверкой. Единственная разница – за норму будет считаться периферическое зрение врача.

Он располагается напротив пациента и, поочередно закрывая глаз себе и ему, вводит в периферию зрительного поля хорошо видимый предмет.

Момент, когда он будет виден врачу и пациенту сопоставляется и на основе различий судится о сужении зрительных полей у обследуемого человека.

Фокус внимания может быть расширен с помощью упражнений — видео.

Результаты периметрии имеют огромное значение для своевременного выявления таких заболеваний глаз, как глаукома, нейропатия зрительного нерва, опухоли разной этиологии. Поэтому необходимо время от времени проверять свое боковое зрение и в случае необходимости обращаться за помощью в медицинское учреждение.

А вы провели сей несложный эксперимент? Каковы ваши результаты? Ждем ваш ответ в комментарии к статье и надеемся, что все в порядке! Если статья вам была интересна и полезна, не забудьте написать об этом!

Источник: http://ZorSokol.ru/zrenie/perifericheskoe.html

Системы и правила определения остроты зрения

Понятие остроты зрения
Под остротой зрения понимают способность глаза человека различать мельчайшие детали наблюдаемого объекта.

Нормальный глаз способен различать две точки, угол между которыми (точнее говоря, угол между направлениями взгляда на эти точки) составляет 1 минуту (обозначается 1'). Одна угловая минута равна 1/60 части углового градуса.

Острота зрения определяется как величина обратная минимальному значению угла (в угловых минутах) между двумя точками, которые глаз способен видеть раздельно (этот угол называют минимальным углом разрешения глаза – MAR).

Принято, что углу (MAR) в 1' соответствует острота зрения, равная 1,0. Если минимальное значение угла между двумя точками, различимыми глазом, составляет 2', то острота зрения соответственно равна 0,5 (1/2').

Таблицы Снеллена для определения остроты зренияНа практике не измеряют минимальный угол разрешения глаза, а оценивают остроту зрения по способности пациента узнавать определенные знаки стандартных размеров (так называемые оптотипы).

Оптотипы располагаются в специальных демонстрационных таблицах, напечатанных типографским способом или проецируемых на экран с помощью специальных проекторов знаков. Обычно в качестве оптотипов применяют буквы алфавита, различные символы (например, кольца Ландольта или буквы Е), фигуры.

В таблицах оптотипы располагают по строкам, причем оптотипы в разных строках имеют разные размеры.

Размеры оптотипов (их высота, ширина, толщина линий и разрывов) рассчитываются таким образом, чтобы для применяемого для таблицы рабочего расстояния одна из строчек (базовая) соответствовала остроте зрения 1, а остальные строчки меньшим (а также нескольким немного большим) значениям остроты зрения.

Для определения остроты зрения пользуются различными системами. Наиболее известна система, разработанная голландским офтальмологом Снелленом (H.Snellen,1834-1908).Втаблицах Снеллена (рис.1) по краям строк указаны цифры, показывающие расстояния, на которых высота оптотипов в строчке соответствует углу 5 минут.

Детали этих оптотипов будут видны с этих расстояний под углом в 1 минуту Под деталями знака понимают толщину линий, составляющих оптотип, и промежуток между этими линиями.

В системе Снеллена используется эмпирическая прогрессия изменения размеров оптотипов при переходе от одной строчки к другой и примерно одинаковый уровень сложности знаков в строчках.

Запись величины остроты зренияВ англоязычных странах острота зрения записывается в виде простой дроби Снеллена, где в числителе — расстояние до таблицы (тестовое расстояние), а в знаменателе — расстояние, с которого строка, в которой пациент еще способен прочитать буквы, должна быть видна нормальным глазом.

Наиболее часто за рубежом используются две системы измерения расстояний — метрическая и английская. В метрической системе расстояния указываются в метрах, а тестовое расстояние равно 6 м, в английской — расстояния указываются в футах, а тестовое расстояние равно 20 футам. (Отметим, что эти расстояния с оптической точки зрения эквивалентны бесконечности, т.е.

могут использоваться для определения зрения вдаль).В таблицах Снеллена высота букв в базовой строчке (VA = 1), видимой с расстояния 6 м или 20 футов (которые соответствуют 6,1 м), составляет 5', а детали букв видны под углом 1'.В метрической системе острота зрения представляется рядом значений дроби: 6/6, 6/7,5, 6/9, 6/12 и т.д.

Здесь в числителе стоит тестовое расстояние (6 м), а в знаменателе расстояние, с которого нормальный глаз должен различать буквы этой строчки.В английской системе острота зрения представляется в виде дробей: 20/20, 20/25, 20/30, 20/40 и т.д.

Значения 6/12 или 20/40 рядом с соответствующей строкой таблицы означают, что данная строка видна с расстояния 12 м или 40 футов под углом 5', а детали букв в этой строчке — под углом 1'.

Если пациент видит в таблице с расстояния 6 м (или 20 футов) только эту строчку (нижележащие строчки с более мелкими буквами он не видит), то это означает, что его минимальный угол разрешения в 2 раза больше 1', т.е. равен 2' (угол разрешения обратно пропорционален расстоянию). Следовательно, его острота зрения в 2 раза меньше 1, т.е. равна 0,5.

Система Снеллена самая распространенная в мире. Ей пользуются в США, Канаде, Австралии, Индии и Великобритании.Многие современные метрические таблицы построены по десятичной системе, предложенной Монуайе (Мопоуег, 1875). Таблица построена по принципу арифметической прогрессии. Каждый ряд букв отличается от соседнего на 0,1 остроты зрения. Таблица имеет 10 строк.

Цифры остроты зрения расположены на каждой строке с правой стороны в виде десятичной дроби.Определение остроты зрения проводится по данной таблице с расстояния 5 метров. В случае остроты зрения от 0,5 до 1,0 таблица позволяет точно определить остроту зрения, в случаях, когда острота зрения менее 0,3, острота зрения определяется менее детально. Десятичная система применяется во Франции и в Японии.

Перевод дробей Снеллена в десятичную дробь производится путем обычного деления числителя на знаменатель.

Таблицы Д.А.Сивцева и С.С. Головина
В России наибольшее распространение получили таблицы Д.А.Сивцева и С.С. Головина (рис.2), введенные в практику в 1923 г. В таблице изображены оптотипы: буквы и кольца Ландольта различной величины. Всего в таблице 12 строк. В каждой строке несколько оптотипов одинаковой величины и приблизительно одинаковой различимости.

Таблицы Сивцева-Головина построены по тому же принципу, что и таблицы Снеллена (эмпирическая прогрессия и одинаковый уровень сложности). Тестовое расстояние составляет 5 м, острота зрения записывается в виде десятичных дробей: 1,0 (5,0 м), 0,9 (5,55 м) 0,8 (6,25 м), 0,7 (7,14 м) и т.д. (в скобках указаны расстояния, с которых эти строчки должны быть видны нормальным глазом).

Система Бейли-Лоуви (log MAR единицы)Таблицы Снеллена, Сивцева-Головина, Монуайе построены по принципу эмпирической или арифметической прогрессии изменения размеров букв, в нижних рядах буквы расположены достаточно плотно. К тому же интервалы между строками одинаковы.

Это создает дополнительную нагрузку на орган зрения при чтении нижних строк.Для устранения данных недостатков Бейли и Лоуви (Bailey, Lovie, 1976) предложили таблицы, в которых используется геометрическая прогрессия изменения размеров оптотипов со знаменателем 1,26.

В таблице Бейли-Лоуви число букв в каждой строке 5, при этом расстояние между краями букв в строке находится в зависимости от ширины букв, а расстояние между краями строк — от высоты букв.

Уменьшение размеров букв в каждой последующей строке происходит на 26%, а через каждые 3 строчки размер оптотипов уменьшается в 2 раза (рис.3). Остроте зрения 1 соответствует log MAR = 0. Цена каждой строки 0,1 log MAR.

Значения в log MAR в возрастающем порядке (снизу вверх) расположены по правому краю таблицы. В такой системе значения log MAR могут иметь и отрицательные значения, когда острота зрения превышает значение 6/6 или 1,0 (если MAR < 1', то log MAR

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения lasik - ход операции - все о зрении

Источник: http://zrenue.com/stati-dlja-oftalmologov/58-opredelenija-ostroty-zrenija.html

Формирование зрения у детей

Консультация

Чтобы получить консультацию специалиста, заполните формуГлавная > О детском зрении > Формирование зрения у детей

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции.

Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной.

Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету.

Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-ем месяце жизни.

В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать.

Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-ом месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери.

На 7–10-ом месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-ем году жизни нарисованные изображения предметов.

Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

                           Цветовосприятие.

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес.

Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться.

Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-ом месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии.

Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга.

В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Более полную информацию Вы можете получить в любом салоне ОМЦ “Технологии зрения”.

Источник: http://www.t-zrenie.ru/deti/category/razvitie-zritelnykh-funkcijj-u-detejj/formirovanie-zrenija-u-detejj

Разрешающая способность и острота зрения

Разрешающей способностью глаза называют способность раздельно воспринимать (различать) близко расположенные друг к другу точки, линии или другие фигуры. Разрешающую способность характеризуют величиной минимального угла между контурами раздельно воспринимаемых объектов или числом раздельно видимых линий на 10.

Способность глаза различать две точки с минимальным углом между ними в 1' считается нормой.

Остротой зрения называют способность глаза замечать мелкие детали или различать их форму. Остроту зрения чаще всœего определяют величиной минимального углового размера объекта͵ воспринимаемого глазом при максимальном контрасте.

Стоит сказать, что для нормального глаза в оптимальных условиях острота зрения составляет 1'. Средняя острота зрения равна 2-4'. При остроте зрения 2' на расстоянии наилучшего зрения (250мм) глаз может различать детали размером не менее 0,15мм.

Острота зрения и разрешающаяся способность зависят от освещенности объекта͵ диаметра зрачка глаза, продолжительности осмотра, спектральной характеристики объекта и других факторов. Но в первую очередь эти свойства глаза обусловлены структурой сетчатки и дифракцией света в глазных средах.

В случае если изображение предмета уменьшается в одном элементе сетчатки, глаз воспринимает данный предмет в виде точки, не различая его формы. Две точки глаз различает раздельно, в случае если изображения их на сетчатке будут находиться на различных её элементах, разделœенных не менее, чем одним нераздражённым элементом.

При дневном зрении разрешающаяся способность максимальна в центральной ямке сетчатки, где наиболее плотно расположены колбочки. Здесь разрешающая способность достигает в оптимальных условиях 50-70 линий на 1°.

С удалением от центральной ямки сетчатки разрешающая способность быстро падает, составляет 0,33 от максимальной в 5° от центра и 0,1 от максимальной в 20°от центра.

Это связано с изменением структуры сетчатки, увеличением диаметра палочек и колбочек, а также с увеличением рецептивных полей: к одному нервному волокну здесь сходятся сигналы от сотен палочек и десятка колбочек. Вместе с тем, уменьшение разрешающей способности связано с меньшей резкостью изображения, создаваемого хрусталиком в периферийных участках сетчатки.

Каждая рассматриваемая точка вследствие дифракции и рассеяния света в глазных средах воспринимается глазом в какой-либо степени нерезко, в виде дифракционного кружка рассеяния.

Дифракционный кружок при средней освещённости и средней длинœе волны 550 нм составляет 0,009мм. Так как диаметр самых маленьких рецепторов зрения – колбочек в центральной ямке сетчатке составляет около 0,001мм, то разрешающая способность глаза и острота зрения в таких условиях, как видно, ограничиваются только дифракцией света.

Наиболее высокая острота зрения снижается из-за погрешности оптики глаза, при диаметре 2,5- 3мм (что соответствует общей освещённости 2000-2500лк) она падает из-за дифракции света.

В связи с этим при осмотре деталей нет крайне важно сти делать общую освещённость более 2000-2500лк. Местная освещённость в системе комбинированного освещения при этом должна быть больше – до 4000-5000лк.

Но для уменьшения отрицательного влияния дифракции света на остроту зрения в этих случаях принимают меры для снижения отражающей способности фона.

Минимальное расстояние между точками, воспринимаемыми глазом раздельно,

R=Isinα, (4)

где I-расстояние от глаза до плоскости точек;

α-минимальный разрешаемый угол поля зрения.

Стоит сказать, что для нормального глаза с разрешающей способностью 1 (а=1; /=250мм) при хорошей освещённости расстояние между раздельно воспринимаемыми точками составляет 0,075мм. Приближенно эту величину принимают равной 0,1мм.

При снижении общей адоптирующей освещенности разрешающая способность уменьшается. При сумеречном (палочковом) зрении она в 15-20 раз ниже, чем при дневном.

Минимальный интервал между раздельно воспринимаемыми точками, находящимися на расстоянии наилучшего зрения (250мм), в данном случае составляет 0,9-1,15мм.

Этим явлением объясняется снижение разрешающей способности зрения при люминœесцентном и магнито-люминœесцентном контроле при отсутствии дополнительной подсветки контролируемой поверхности видимым излучением, хотя чувствительность к обнаруживаемым дефектам при этом остается высокой.

На разрешающую способность и остроту зрения оказывает влияние также иррадиация, которая состоит в кажущемся увеличении размеров светлых предметов на темном фоне. Чем светлее предмет, тем он кажется крупнее. Это явление при нормальной освещённости повышает остроту зрения, однако снижает разрешающую способность глаза.

Мелкие светлые одиночные объекты, к примеру, тонкий рисунок трещины при люминœесцентном контроле, из-за иррадиации легко обнаружить. При этом две близко расположенные линии бывают восприняты как одна.

Изломы, изгибы люминœесцирующего рисунка трещин скрадываются, что затрудняет их анализ, определœение характера дефекта и различение действительных дефектов среди ложных.

При осмотре деталей в условиях малой освещённости возможна отрицательная

иррадиация – кажущееся уменьшение размеров светлых объектов на темном фоне. Вследствие этого затруднено обнаружение мелких светлых несветящихся объектов при освещённости ниже рекомендуемой.

На остроту зрения влияет также цвет объектов и фона. Высокая острота зрения при наблюдении желто-зелœеных объектов на темном фоне и красных объектов на белом является одной из причин применения именно этих цветов при люминœесцентной и цветной дефектоскопии.

Читайте также:  Корейские врачи обеспокоены: растет число близоруких детей - все о зрении

Источник: http://referatwork.ru/category/metally-svarka/view/189995_razreshayuschaya_sposobnost_i_ostrota_zreniya

Норма зрения и какие бывают отклонения, методы восстановления и профилактики

Глаз человека — это целая оптическая система, довольно сложная по своей конструкции. В ней находятся биологические линзы, которые имеют свой отдельный и неповторимый фокус. Именно так при преломлении света, происходит проецирование картинки.

И если система работает нормально, изображение будет чётким. Для фокусного расстояния существует своя величина, она постоянна и зависит она от того, насколько изогнуты биологические линзы.

В здоровых глазах среднее расстояние не должно превышать 24 мм –это та норма, которая равна расстоянию между роговицей и сетчаткой.

При преломлении света происходит процесс называемый рефракцией, которая имеет свои измерительные величины — диоптрии. Если преломление происходит без каких-либо отклонений, изображение попадает прямо на сетчатку и там фокусируется. За определение нормы зрения принято считать единицу или 100%, но данная величина относительна в зависимости от индивидуального случая.

Что является нормой

Нормой принято считать совокупность показателей рефракции и остроты, давление в данном случае относится к сторонним факторам оценки, но в некоторых случаях играет значительную роль, т.к. отражается в первую очередь на четкости зрения.

Почему острота и рефракция являются ключевыми:

  • Рефракция — это положение фокусной точки относительно сетчатки. Оптическая система глаза состоит из хрусталика, стекловидного тела, роговицы и водянистого тела. Поступающий луч проходит поочередно через каждую преломляющую среду и достигает макулы — небольшого пятна на задней стенке глаза, состоящего из нервных окончаний, колбочек, отвечающих за цветовосприятие, и сосудов. Отраженный луч проецирует картинку и передает ее зрительному анализатору в головном мозге. И как результат, мы видим изображение, а насколько качественно оно поступит в анализатор — это уже дело рук рефракции. При нормальном функционировании совокупности всех систем фокусная точка находится на поверхности сетчатки, и называется это эмметропией (показатели равны 0). Измеряется рефракция в Диоптриях.
  • Острота зрения — это способность глаза воспринимать две точки на минимальном расстоянии между ними. Проще говоря, данный показатель определяет качество воспроизводимой картинке в мозгу. Разница между рефракцией заключается в том, что острота не имеет точной математической модели исчисления в отличие от рефракции. Все обозначения по остроте зрения являются условными и изменяются в зависимости от индивидуальности организма.

Определяют остроту зрения посредством таблиц, в то время, как рефракция измеряется линейно, т.е фактически в сантиметрах/метрах измеряют длину положения фокусной точки. При обнаружении отклонений по зрению определяют силу кривизны роговицы, степень искаженности изображения, и диагностируют одно или совокупность ниже перечисленных заболеваний.

Какие бывают отклонения

Из-за того, что световые потоки преломляются неправильно, то есть нарушается рефракция, возникают различные отклонения в зрении. Чаще всего люди начинают ощущать размытость предметов. В зависимости от типа искажения у пациентов наблюдаются такие нарушения зрения:

  • Близорукость. Пожалуй, самое распространённое из заболеваний, при котором происходит фокусировка не на сетчатке, а перед ней. Симптоматика: снижение зрения на дальние предметы, довольно быстрое утомление глаз, дискомфорт в виде рези, болей в височных частях головы.
  • Астигматизм. Здесь наблюдается неспособность фокусировки на сетчатке. Основой нарушения является неправильная форма роговицы или хрусталика. Основные симптомы: искажение изображения, раздвоение предметов, усталость через небольшой промежуток времени (астенопия), не отпускающее напряжение и, как следствие, головные боли.
  • Глаукома. Комплекс заболеваний на основании отклонений от нормы внутриглазного давления. Чаще диагностируется повышенное ВГД, чем пониженное, и имеет разные последствия. При пониженном развивается атрофия зрительного нерва, при пониженном дистрофия сетчатки. При сильном повреждении зрительного нерва наблюдается сильное ухудшение зрения вплоть до полной слепоты. Данное заболевание лечится только оперативным путём и различается несколько различных форм, среди которых есть необратимые.
  • Катаракта. Болезнь помутнения хрусталика с прогрессирующим действием. Болезнь может возникнуть в молодом возрасте, но в основном развивается у пожилых. Человек начинает болезненно реагировать на свет, плохо различать цветовые оттенки, возникают трудности при чтении и значительно падает зрение в сумерках и темноте.

Профилактические методы

К таким методам относят:

  • Отказ от вредных привычек. Курение вызывает спазмы сосудов, а алкоголь разрушает печень, которая самым прямым путём влияет на глаза.
  • Здоровое и сбалансированное питание позволит сохранить систему сосудов в здоровом виде, а значит и кровообращение будет на должном уровне.
  • Витаминотерапия местного и общего характера. А какие витамины позволят укрепить зрение описано в этой статье.
  • Регулярные занятия спортом способствуют улучшению циркуляции крови.
  • Избегайте сильных нагрузок, тяжестей, длительной работы у монитора.
  • Делайте гимнастику для глаз и пальминг — это позволяет поддерживать мышцы в тонусе и расслаблять глаза после сильного утомления.

Упражнения

Среди самых распространённых и простых упражнений можно выделить несколько. Они помогут укрепить мышечные группы глаз, а значит стимулировать укрепление положения роговичной части и хрусталика, кровообращения и обогащение всех частей глаза кислородом.

  1. Сядьте прямо и сделайте несколько раз следующие движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые в одну и другую сторону. Поморгайте.
  2. Посмотрите вдаль и выберите объект для разглядывания. Несколько секунд задержите взгляд. Затем переведите взор на отмеченную на стекле точку и сфокусируйте взгляд на ней. Вновь посмотрите вдаль. Поморгайте.
  3. Крепко зажмурьте глаза и раскройте. Повторите несколько раз.
  4. Для того, чтобы расслабить глаза, воспользуйтесь пальмингом.Пример упражнений для глаз

Известный офтальмолог XIX века, констатировавший, что зрительные отклонения зависят от перенапряжения групп глазодвигательных мышц, У. Бейтс изобрёл уникальный метод расслабления глаз – пальминг. Для его применения ничего не требуется. Кроме собственных ладоней.

Потрите их, чтобы возникло тепло, и приложите к глазным яблокам, слегка надавив тыльной стороной. Повторит несколько раз. Мысленно представьте красивый пейзаж или картинку, вспомните о приятном, и продолжайте до тех пор, пока не почувствуете расслабленности в глазных мышцах.

Показателем станет тот факт, что начнут пропадать вспышки при закрытых глазах.

Методика Уильяма Бейтса

По Норбекову

Гимнастика для глаз Норбекова основана на психологическом воздействии на организм собственным сознанием.

То есть позитивная позиция, вера в успех, регулярные тренировки и гимнастика, постоянная улыбка и хорошее зрение « у вас в кармане».

На самом деле , всё не так просто, как кажется и вникание в метод Норбекова, потребует немалых усилий и терпения, а самое главное соответствующего настроя, так что скептикам лучше воздержаться от данного способа.

На ряду, с этими известными авторами существует ещё несколько методов, но все они перекликаются между собой и имеют общую основу. Без регулярного применения на практике гимнастики, результатов можно не ждать, так утверждают все, кто применяет нетрадиционные методы на практике.

Известный автор Жданов предлагает делать пальминг лёжа на кровати, так, по его мнению, происходит большее расслабление всех мышц. Прикрыв разогретыми ладонями глаза, следует лежать до полного исчезновения мушек перед глазами.

Для лечения зрения можно применять специальную глазную йогу или другие восточные методы. Однако, это требует специальной подготовки и наблюдения со стороны инструктора. Применять сложные системы оздоровления без соответствующих знаний может быть бесполезно или вредным для здоровья.

Видео

Выводы

Норма зрения — это совокупность показателей остроты и рефракции, которые отвечают за четкость и дальность отображения изображения.

При значительных отклонениях наблюдаются такие заболевания, как близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Для профилактических целей необходимо регулярно проверять остроту при помощи таблиц для зрения, а для поддержания или незначительного восстановления зрительной функции разработаны методики и комплексы упражнений, имеющие научное обоснование.

Также читайте что это значит зрение 2.

Источник: http://EyesDocs.ru/proverka-zreniya/uprazhneniya-dlya-glaz/norma-zreniya-i-kakie-byvayut-otkloneniya-metody-vosstanovleniya-i-profilaktiki.html

Умение различать лица – норма или сверхспособности?

Возникает вопрос: почему? Ведь и лица, и «прочие объекты» распознают с помощью визуальной информации. То есть все, что видим, мы относим к той или иной категории, по признаку сходства и различия объектов.

Именно поэтому у ученых возникло предположение, что невозможность распознавания лиц сопряжена с дефектом в каком-либо общем информационном процессе, который относится к визуальной информации. На эту тему существует масса гипотез.

и одна из наиболее популярных предполагает, что люди с прозопагнозией не могут в принципе различать отдельные предметы даже в рамках определенной группы. Иными словами, «ведро с гайками» такой человек от автомобиля отличить сможет, но вот марки автомобилей различить — вряд ли.

Идентификация людских лиц, конечно, требуют внимательности к деталям, но в рамках группы они более чем разнообразны, почему же дефект распознавания проявляется именно в отношении них?

Под руководством Брэдли Дюшена из колледжа Дартмута (США) был поставлен эксперимент, в котором участвовали два добровольца с прозопагнозией.

Опыт заключался в следующем: участники эксперимента должны были отыскать различия в смоделированных объектах, которые были схожи друг с другом, но всё-таки имели различия примерно такие же, как лица людей.

Предложенных к идентификации объектов было около двух десятков, их объединили в пять групп, на изучение которых испытуемым давалось восемь сеансов продолжительностью ровно час.

В начале эксперимента его участники гораздо быстрее различали разницу между объектами разных групп, путаясь в распознавании объектов одной группы. Однако к концу исследования добровольцы одинаково хорошо ориентировались как в межгрупповой, так и во внутригрупповой специфике. Ровно так же вели себя и те, у кого способность к распознаванию лиц нарушена не была.

Однако этот метод оказался бессилен в отношении распознавания лиц. Отсюда напрашивается вывод, что функция идентификации лиц в человеческом мозге достаточно сильно обособлена, раз уж такая способность, как умение ориентироваться в сходстве и различии форм при прозопагнозии абсолютно не страдает.

Правда, среди ученых были и те, кто усомнился в корректности таких выводов. К примеру, Изабель Готье , представитель Университета Вандербильта (США), уверена, что объекты, использованные в этих тестах, имели больше различий, чем лица.

А это означает, что люди с прозопагнозией способны видеть различия в таких объектах, используя иную стратегию, отличную от той, которая помогает при различении лиц.

Проще говоря, эксперимент нуждается в повторе, или, скорее, – в продолжении, с использованием менее заметных несовпадений между объектами.

Впрочем, и сами авторы научной работ считают, что их миссия не завершена. В ближайшем будущем они собираются отыскать среди лиц с прозопагнозией любителей кошек, собак, птиц и пр.

— тех, чьи увлечения позволяют им различать очень схожие между собой объекты.

Если и эта способность «уживётся» с невозможностью различать лица, тогда особая природа прозопагнозии, а вместе с ней и способности лица различать – будет доказана.

Источник: http://proglaza.ru/eyesnews/691-umenie-razlichat-liza.html

Острота зрения

Острота зрения — это способность глаза воспринимать раздельно две точки, расположенные друг от друга на некотором расстоянии. Мерилом остроты зрения является угол зрения, т. е.

угол, образованный лучами, исходящими от краев рассматриваемого предмета или от двух точек (А, В) к узловой точке (К) глаза (схема; а и б — отображение точек А и Б на сетчатке). Острота зрения обратно пропорциональна углу зрения, т. е., чем он меньше, тем острота зрения выше.

В норме глаз человека способен раздельно воспринимать объекты, угловое расстояние между которыми не меньше 1' (одна минута).

Схема, иллюстрирующая понятие остроты зрения

Острота зрения — одна из важнейших функций органа зрения.

Она зависит от размеров колбочек, находящихся в области желтого пятна, сетчатки, а также от ряда факторов: рефракции глаза, ширины зрачка, прозрачности роговицы, хрусталика, стекловидного тела, состояния сетчатой оболочки и зрительного нерва, возраста. Определение остроты зрения — один из основных методов исследования состояния органа зрения.

Для исследования остроты зрения пользуются таблицами, состоящими из 12 рядов букв, колец или рисунков (таблицы для детей) определенной величины.

Читайте также:  Ношение контактных линз - все о зрении

Таблицы построены так, что толщина штриха буквы или знака десятого ряда видна с расстояния 5 м под углом зрения в 1'; это соответствует остроте зрения, равной 1,0.

Различение букв, знаков верхнего ряда таблицы соответствует остроте зрения, равной 0,1; второго — 0,2; третьего — 0,3 и т. д. Различение знаков в 11 и 12 рядах соответствует остроте зрения 1,5 и 2,0.

При проверке остроты зрения таблицы  должны быть хорошо освещены, для чего их помещают в осветительный аппарат Рота (см. Рота аппарат). Исследование проводят с расстояния 5 м, острота зрения каждого глаза исследуют отдельно, закрывая при этом другой глаз непрозрачным щитком. Знаки на таблице показывают концом черной указки.

Предлагают исследуемому читать знаки таблицы, начиная с самых крупных. Острота зрения соответствует последнему ряду, знаки которого исследуемый читает полностью или не различает в нем 1—2 знака. Цифра около этого ряда указывает остроту зрения. Если исследуемый не читает знаков первого ряда, то острота зрения у него меньше 0,1.

В этих случаях для определения остроты зрения подводят исследуемого к таблице или приближают к нему отдельные знаки (кольцо с разрывом, черные палочки на белом фоне), по величине равные знакам верхнего ряда таблицы, отмечая расстояние, с которого он начинает их различать. Каждые 0,5 м соответствуют остроте зрения 0,01.

Так определяют остроту зрения от 0,09 до 0,01. При более низкой остроте зрения предлагают различать пальцы или движение руки исследующего. Различение движения руки на расстоянии 30 см перед глазом соответствует остроте зрения 0,001. Если больной ощущает только свет, то острота зрения обозначают как светоощущение.

При полной слепоте острота зрения равна 0. Результаты исследования записывают отдельно для правого и левого глаза.

Острота зрения — степень различения границ и деталей рассматриваемых предметов. Острота зрения — одна из важнейших функций зрительного анализатора, в значительной мере определяющая способность ориентироваться в окружающем пространстве.

Физиологическую основу остроты зрения составляет контрастная, или разностная, чувствительность, т. е. способность глаза замечать различия в яркостях сравниваемых полей.

Так, светлое пятно на светлом же фоне становится впервые заметным только при известном изменении его яркости по сравнению с яркостью фона.

Остроту зрения обычно характеризуют тем минимальным промежутком между двумя объектами или точками, при котором глаз еще в состоянии видеть их раздельно.

Для раздельного различения двух точек необходимо, чтобы между их изображениями на сетчатке оставалось пространство, возбуждение которого вызывает ощущение иное, чем возбуждение тех мест, на которые проецируются изображения этих точек.

в Конечный процесс распознавания деталей и свойств рассматриваемого предмета обусловлен дифференцировочной деятельностью коры головного мозга. Наряду с дробным анализом световых раздражений этот процесс включает и связь (синтез) последних с другими раздражениями, прежде всего тактильными и проприоцептивными.

В акте зрительного восприятия «к нашему глазу присоединяются не только другие чувства, но и деятельность нашего мышления» (Ф. Энгельс). Этим объясняется тот факт, что после рождения острота зрения у ребенка развивается постепенно и обычно только к 6—8 годам достигает нормального уровня.

Практической мерой остроты зрения считается величина, обратная углу зрения (рис. 1), т. е. углу, образованному лучами, идущими от краев рассматриваемого предмета или от двух рассматриваемых точек (Л и В) к узловой точке глаза (А'); в данном случае — угол АКБ.

Чем меньше угол зрения, допускающий раздельное видение двух точек, тем больше острота зрения.

У большинства людей минимальная величина этого угла равна одной минуте (Г), поэтому эту величину и принято считать нормой, а остроту зрения глаза, имеющего наименьший угол зрения в 1',— нормальной остротой зрения.

Рис. 1. Схема угла зрения.
Рис. 2. Зависимость остроты зрения от места сетчатой оболочки: сплошная линия — острота колбочкового (дневного) зрения; пунктирная — острота палочкового (сумеречного) зрения; заштрихованный прямоугольник — область «слепого» пятна.

Наиболее совершенной функцией различения деталей предметов обладает центральная ямка сетчатой оболочки (см.).

По мере удаления от центра к периферии сетчатки острота зрения для колбочкового зрения круто падает (рис. 2). Существенно влияет на остроту зрения состояние рефракции глаза.

При астигматизме, близорукости, высокой дальнозоркости острота зрения значительно понижается по сравнению с остротой зрения эмметропического глаза, так как на сетчатке получаются нечеткие изображения рассматриваемых предметов.

Отчетливость изображений на сетчатке и, следовательно, остроту зрения несколько ухудшают слишком широкий и слишком узкий зрачок; оптимальная острота зрения отмечается при зрачке диаметром 3 мм (В. К. Вербицкий, С. М. Брайловский). Некоторое улучшение остроты зрения наблюдается при освещении объекта монохроматическим (например, желтым), а не смешанным светом (В. Б. Вейнберг и Е. А. Лапинская).

Важное практическое значение имеет влияние интенсивности освещения на остроту зрения.

При различении черных объектов на белом фоне острота зрения достигает наиболее высокого уровня лишь при освещении в тысячи люксов. При использовании белых объектов на черном фоне наблюдаются иные соотношения: острота зрения достигает максимума при освещенности всего в 5—6 лк, а при дальнейшем увеличении освещенности понижается (Е. В. Кленова).

На остроту зрения влияет и адаптация глаза (см.). Острота зрения ухудшается, если глаз был адаптирован к яркостям, меньшим или значительно большим, чем яркость испытательного поля. С. В. Кравков и сотр.

установили зависимость остроты зрения от центральной нервной системы.

На это указывают изменения остроты зрения при освещении второго глаза, под влиянием слуховых раздражителей и условнорефлекторные ее изменения.

Для исследования остроты зрения пользуются особыми таблицами, на которые нанесены испытательные знаки различной величины (буквы, цифры, крючки, кольца) — оптотипы. В основу построения современных таблиц положен принцип, предложенный Снелленом (Н. Snellen) в 1862 г.

Оптотипы выполнены с таким расчетом, чтобы с определенного расстояния деталь знака была бы видна под углом зрения в 1', а весь знак — под углом зрения в 5'; при этом под деталью знака понимается как толщина штрихов, из которых составлен данный оптотип, так и промежуток между отдельными штрихами, входящими в состав знака (рис. 3).

Таблица состоит из нескольких рядов, причем в каждом ряду расположены знаки равной величины. Сбоку каждого ряда обозначено расстояние, с которого штрих данного знака виден под углом зрения в 1'.

Зная это расстояние и расстояние, с которого исследуемый узнает данный знак, легко определить остроту зрения по формуле: V=d/D,  где V — острота зрения, d — расстояние, на котором находится исследуемый от таблицы, D — расстояние, с которого штрих данного знака виден под углом зрения в 1'.

Рис. 3. Оптотипы Снеллена: 1 — буква; 2 — крючок.

В СССР наиболее распространены таблицы Головина — Сивцева (рис. 4), в которых имеется 12 рядов знаков — букв и колец с разрывом (оптотипы Ландольта).

При исследовании на расстоянии 5 м верхний ряд этих таблиц соответствует остроте зрения 0,1, а десятый ряд — нормальной остроты зрения, равной 1,0.

Таким образом, при переходе сверху вниз от одного ряда к другому значения остроты зрения увеличиваются в арифметической прогрессии — 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9 и 1,0. Два нижних ряда — одиннадцатый и двенадцатый — служат для определения остроты зрения выше 1,0 (1,5 и 2,0).

Рис. 4. Таблицы Головина — Сивцева для определения остроты зрения в аппарате для их освещения, сконструированном в Институте глазных болезней им. Гельмгольца.

Таблицы помещены в осветительный аппарат Рота в модификации Института глазных болезней им. Гельмгольца с электрической лампой 40 Вт, закрытой со стороны исследуемого непрозрачным щитком. Это создает относительно равномерную освещенность таблиц в 700 лк.

Осветитель укрепляют на стене так, чтобы нижний край его находился на расстоянии 120 см от пола. Во время исследования пациент должен держать голову прямо, веки обоих глаз должны быть открыты. Неисследуемый глаз прикрывают непрозрачным щитком белого цвета.

В течение 2—3 секунд показывают указкой знак на таблице и просят исследуемого назвать его. При оценке результатов исследования пользуются понятиями о полной и неполной остроты зрения. При полной остроте зрения все знаки в соответствующем ряду исследуемый называет правильно.

Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0,3; 0,4; 0,5; 0,6, не распознан один знак, а в рядах, соответствующих остроте зрения 0,7; 0,8; 0,9; 1,0,— два знака, острота зрения оценивается по данному ряду как неполная.

Для определения остроты зрения меньше 0,1 пациент приближается постепенно к таблице (интервалы 0,5 м) пока не назовет правильно знаки верхнего ряда. Остроту зрения оценивают по приведенной формуле.

Например, если исследуемый видит знаки с расстояния 3 м, острота зрения равна 0,06(3м/50м). Но лучше для определения остроты зрения меньше 0,1 пользоваться набором оптотипов Б. Л. Поляка.

Набор состоит из 6 кольцевых и 6 трехлинейных оптотипов различной величины, наклеенных на листы картона. Размеры оптотипов рассчитаны так, что толщина штрихов и ширина просветов соответствуют остроте зрения 0,09; 0,08; 0,07; 0,06; 0,05 и 0,04 для расстояния 5 м.

Если острота зрения у исследуемого ниже 0,04, ее проверяют с расстояния 2,5 м. При определении остроты зрения ниже 0,1 оптотип помещают в аппарат для освещения таблиц.

В таблицах для исследования остроты зрения, составленных по принципу арифметической прогрессии, разница в остроте зрения при переходе от одного ряда к другому очень неравномерна.

Так, при переходе от первого ряда ко второму (0,1 и 0,2) острота зрения возрастает в 2 раза, а при переходе от пятого ряда к шестому (0,5 и 0,6) — всего в 1,2 раза. В связи с этим были предложены таблицы, составленные по принципу геометрической прогрессии.

Из них наибольшее практическое применение имеет таблица В. Е. Шевалева.

Рис. 5. Таблица для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста.

Для определения остроты зрения у детей дошкольного возраста пользуются таблицами с картинками (рис. 5). До исследования обычно подводят ребенка к таблице и просят назвать изображенные на ней предметы, чтобы он мог освоиться с тем, что от него потребуют. Во время определения остроты зрения дети быстро устают.

Поэтому при исследовании остроты зрения, начиная с верхнего ряда таблицы, показывают ребенку в каждом ряду только по одной картинке. Если он не может назвать ее, то указывают для распознавания все остальные картинки данного ряда, затем выше расположенного ряда и т. д., пока не будет правильно названо большинство знаков в одном ряду.

Этот ряд и определит остроту зрения у исследуемого ребенка.

При помощи рассмотренных таблиц определяют остроту зрения для дали. Имеются, кроме того, таблицы для исследования остроты зрения на близком расстоянии. Они состоят большей частью не из отдельных цифр или букв, а из нескольких печатных текстов, отличающихся друг от друга размерами букв. Эти таблицы обычно используют при назначении очков для чтения.

Ряд авторов [Ом (J. Ohm), Гюнтер (G. Gunther) и др.] предложил объективный метод определения остроты зрения по оптокинетическому нистагму. Последний возникает только тогда, когда движущиеся перед глазом объекты различаются.

Этот метод особенно ценен в случаях выявления аггравации или экспертизы, когда субъективные методы исследования остроты зрения недостаточно надежны.

Источник: http://www.medical-enc.ru/14/ostrota_zrenia.shtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector